Монастырь Превели (Μονή Πρέβελη), Крит, Греция - Архитектура
Святой Ставропигиальный и Патриарший Превели монастырь Святого Иоанна Богослова (Евангелиста), называемый так же монастырь Превели (греч. Μονή Πρέβελη) состоит из двух отдельных частей или комплексов зданий. Нижний (греч. Κάτω), более доступный монастырь Святого Иоанна Крестителя практически полностью разрушен и необитаем. В настоящий момент действующим является, расположенный выше в горах Писо (греч. Πισω) Превели или монастырь Святого Иоанна Богослова.
Като Превели
Като Превели всегда был больше хозяйственным подразделением. Здесь располагались различные сельскохозяйственные сооружения и объекты. Жили в здесь в основном молодые монахи и наемный персонал из местного населения. Это разнородная группа зданий, расположенная на небольшом уклоне. В центре всего прямоугольный двор с церковь св. Иоанна. Это характерно для архитектурных проектов православных монастырей.
Основной подъезд к монастырю ведет через скульптурную арку с боковым видом на внутренний двор. С севера проход к бывшим кухонным помещениям, сейчас сохранился внушительной высоты дымоход. Дата 1816 г. выбита на плите для приготовления блюд. На северной стороне расположились двухэтажные сводчатые здания, общими размерами 26 метров в длину и 11 метров в высоту и такой же ширины. В одном таком помещении угадываются отверстия в стенах, которые явно использовались для кормления скота. Другое здание было предназначено для использования в качестве мельницы оливкового масла.
На южной стороне находится Атриум с шестью ячейками и далее на юг склады на уровне земли под складирование товаров и комнаты для размещения рабочего персонала. Возле Южного входа находятся мастерские, в том числе столярная мастерская, сапожная мастерская, мастерская по плетению корзин, цех по ремонту сельскохозяйственных инструментов. Напротив мастерских - столовая, с цифрами 1804.
Настоятель размещался на втором этаже двухэтажного здания на западной стороне центрального двора. Здесь же еще пять помещений для размещения официальных гостей, а на первом этаже служебные помещения и кельи для размещения монахов.
Церковь (Кафоликон) в центре двора однонефное здание с арочной крышей. Его размеры 10,5 м в длину 4,4 м в ширину и 6 м в высоту. На западной стене церкви башня для двух колоколов. Есть и небольшой музей, где сейчас хранятся реликвии монастыря Като Превели, чудом сохранившиеся после войн и разграблений.
Писо Превели
Монастырь Писо Превели расположен на склоне горы с видом на безбрежное синее Ливийское море. Слева от главного входа, находится живописное кладбище монахов, церковь Святой Троицы и церковный склеп. В плане монастырь имеет форму неправильного "Π", со зданиями на северной, западной и части восточной сторон, и церковью в центре. Этот уровень был сформирован частично за счет построек на склоне, а частично за счет сводчатых подземных пространств.
В южной части западной стороны стоит здание, которое используется для официальных приемов и раньше здесь располагался музей. Рядом с ним расположено большое двухэтажное здание, напротив Церкви. Здесь находится на первом этаже - холл, столовая, кухня и продовольственные подвалы. Верхний этаж включает в себя просторный зал для проведения официальных встреч и небольшие комнаты для размещения почетных гостей.
Есть официальная столовая, которая является длинной, с плоской крышей палатой, ориентированной с запада на восток, с крестом над арочным входом и датой 1804. Рядом со столовой находится бывшее общежитие монастыря, имевшее выходы в горы. На длинной северной стороне монастыря помещения для монахов.
Вода для нужд монастыря поступала через фонтан, он действует и сейчас. На фонтане дата - 1701. Почти прямо напротив фонтана находится вход в длинное, закрытое помещение. Недавно оно было превращено в новый музей монастыря.
В центре двора возвышается монастырский храм, построенный на месте более старой церкви, которая была снесена в 1835 году. Стены толщиной 1,50 м в нижней части и 1,20 м в верхней. Здание 13,8 метров в длину, 10.8 м, ширина 7,8 м. На каждой из двух длинных сторон церкви расположены окна с высокими стрельчатыми арками. Дверь расположена на южной стороне.
Только на внешней стороне Западной стены высокая терраса, резной, пористый камень, на котором стоит колокольня на три колокола. Декоративные элементы на фасаде - круглые фонари с перфорацией, резные люнеты и прямоугольный каменный карниз.
Интерьер церкви монастыря Превели это особый интерес, потому что она осталась нетронутой, без какого-либо позднего вмешательства, за исключением декоративной плитки на пол. Помещение разделено тремя полукруглыми арками, опирающимися на крепкие столбы. В центре каждой арки находится скульптурный герб из серебра и подсвечники должны быть повешены.
Рядом с первым столбом стоит деревянная резная позолоченная кафедра с деревянной лестницей, вокруг прилегающего столба. Художественная надпись гласит "эта кафедра была вырезана Димитриусом Рагоузисом во время аббатства Даниила Кауфакиса в 1863 году. Золото накладное и роспись во время аббатства Каллиника Спитадакиса в июле 1874 года".
В нижней части кафедры сформированы три треугольных скошенных секций, разделенных рядами звезд. Каждая треугольная секция содержит цветочные украшения, окружающие две овальные рамки, в которых появляются лики апостолов.
Другими важными элементами являются великолепный Патриарший престол, напротив Южной стены, и пятисторонний храм из резного дерева, который стоит рядом со вторым столбом.
Иконы иконостаса были написаны местными художниками в 1840 - 1841 годах. Во время революции в 1866 году, иконостас и иконы были сняты и спрятаны вместе с мощами в близлежащие пещеры, чтобы избежать их разграбления. Иконостас и нефы церкви представляют законченную иконографическую программу. Архитектурный дизайн и украшение церкви выполнены в традиции Критской школы живописи, как она была сформирована в конце периода Венецианского правления.
Музей монастыря Превели.
Значительное число икон хранится в монастыре Превели. Иконы писали интересные мастера, и охватывают период с первой половины XVII до конца XIX-го века. Это была эпоха доброй традиции Крита, которая прерывалась в результате турецкого завоевания. Художники продолжали традиции поздней Критской школы живописи, обращаясь в равной степени к строгим православным традициям, а также используя традиции живописи мастеров первой половины XVII века из Ретимно и Ханьи, сформированным под влиянием западных школ, преимущественно Фламандской.
Монастырь Превели обладал значительным богатством священнического облачения и другими реликвиями. В периоды восстаний большое количество ценностей монастыря продавались, чтобы собрать средства на оружие и боеприпасы.
Для осмотра посетителями доступны следующие коллекции в музее монастыря:
- Коллекция икон.
- Коллекция церковной одежды.
- Коллекция церковных сосудов.
- Коллекция реликвий.
Наиболее важные экспонаты музея:
- Печать на пергаменте ставропигиального монастыря 1798 год.
- Позолоченный серебряный крест с эмалью и полудрагоценными камнями 1708 год.
- Серебряный Евангелие 1807 год.
- Серебрянный Евангелие с покрытием золотом 1847 год.
- Позолоченные чаши с крышками 1847 год.
- Коллекция металлических печатей XIX-го века.
- Коллекция металлических фибул XIX-го века.
- Коллекция расшитых золотом риз XIX-го века.
- Коллекция церковных литургических сосудов.
Так же в Музее выставлена экспозиция посвященная Битве за Крит, переданная монастырю, греческой общиной города Перт, Австралия.
Благословенный крест из Превели.
Этот чудотворный образ, хранящийся в монастыре Превели ассоциируется со многими чудесами, особенно связанными с болезнями глаз. Это большой серебряный крест (0.56x0.25) более широкий на концах. На одной стороне креста сцена Крещения Иисуса Христа, ангелы рядом с точками креста. На другой стороне распятие и символы четырех евангелистов.
Большой кристалл крепится к ручке креста и можно прочесть надпись "упорный и тяжелый труд аббата Эфраима, которого спас Господь от огня Ада". Крест отражает фольклор Крита второй половины XVIII, когда жил активный и энергичный настоятель Эфраим Превелис. Крест хранится в главном храме монастыря.
Крест частенько присутствовал в первых рядах, в каждом сражении, таким образом, значительно увеличивая боевой дух бойцов. В 1823 году, в неравном бою против турок Святой символ был потерян. Крест был найден в конце 1823 в руках Генуэзских моряков, которые приобрели его в Ираклионе. Согласно легенде, они вернули крест в монастырь, когда их корабль просто остановился в море, довольно загадочно, несмотря на то что попутный ветер дул в паруса. И корабль смог отправиться в путь, лишь после возвращения креста в монастырь Превели.
В 1941 году немецкий офицер забрали крест из монастыря и попытался отправить его в Германию. Самолет, на котором должен был улететь офицер с крестом не смог взлететь. Крест был перенесен в другой самолет, без результата, второй самолет так же не смог взлететь. Так Святой символ, через несколько дней после грабежа, вернулся на свое место.
Статья является вольным переводом материалов сайта www.preveli.org