2023-03-03-3: Мюнхен – Кауфингерштрассе и Фрауенкирхе
Третья статья о Мюнхене, мы выходим на Кауфингерштрассе, потрем пятачок бронзового кабана и усы бронзового сома возле Немецкого Музея охоты и рыболовства, полюбуемся снаружи и зайдем внутрь Собора Пресвятой Девы Марии или Фрауенкирхе, городского кафедрального собора.
Продолжение описания нашего спонтанного мини-путешествия в Мюнхен на выходные. Сегодня с утра мы прилетели из Риги в Мемминген и начали прогулку по Мюнхену («2023-03-03-1: Мюнхен - прибытие и площадь Карлсплац», «2023-03-03-2: Мюнхен – ворота Карлстор и Нойхаузерштрассе»). Продолжаем.
Улица Кауфингерштрассе.
Улица Нойхаузерштрассе плавно перетекает в следующую улицу Старого Мюнхена – Кауфингерштрассе (Kaufingerstraße). Есть по крайней мере две версии происхождения названия улицы.
По одной из них она названа в честь богатого жителя Мюнхена по фамилии Шуфрингер, его имя впервые упоминается в документе 1239 года, и есть сведения, что он владел здесь домом.
По другой версии, что название улице дало место под названием «Кауфинг», ныне забытое. Сторонники этой версии пишут её название раздельно.
Кауфингерштрассе (в старые времена она называлась Чуфрингерштрассе, затем Кауфрингерштрассе, пока наконец к XVII веку не потеряла одну букву «р» в названии) всегда занимала особое место в городской планировке Мюнхена.
Здесь селились в собственных домах богатые мюнхенские купцы. Ворота, располагавшиеся в том месте, где происходит слияние Кауфингерштрассе и Нойхаузерштрассе, были особенно представительными.
В XIX веке барочным резиденциям мюнхенских купцов на смену пришли универмаги, крупнейшим из которых является коммерческое здание Zum Schönen Turm, ныне Hirmer Herrenbekleidungshaus .
Во время Второй мировой войны здания на Кауфингерштрассе получили значительные повреждения, многие затем были снесены до основания. Торговая марка C&A открыла первый послевоенный универмаг в начале Кауфингерштрассе.
С 1972 года улица стала полностью пешеходной, а на смену трамвайной линий пришло метро и городская электричка «S-Bahn». C начала 90-х годов XX века здания послевоенной постройки постепенно заменяются постмодернистскими зданиями.
В 2008 году улица Кауфингерштрассе была первой Германии и на девятом месте в мире среди торговых улиц с самой высокой арендной платой.
Сегодня Кауфингерштрассе является оживленной частью пешеходной зоны в центре Мюнхена, пройдя ее оказываешься на Мариенплац около Ратуши. Мы, правда этим путем не пойдем, а свернем налево по Августинерштрассе (Augustinerstraße) в сторону церкви Фрауэнкирхе (Frauenkirche).
Скульптуры перед Музеем охоты и рыболовства.
Слева остается интересное в архитектурном плане здание Немецкого Музея охоты и рыболовства в Мюнхене (Deutsches Jagd- und Fischereimuseum München).
Музей мы не посещали, хотя пишут, что там есть на что посмотреть, поэтому ограничусь небольшой информацией о здании, в котором располагается его экспозиция.
Немецкий Музей охоты и рыболовства расположен в здании бывшей Августинеркирхе, церкви находившегося тут до 1803-го года монастыря августинцев.
Тогда она называлась Мюнхенская монастырскя церковь Святого Иоанна-Крестителя и Иоанна-Евангелиста (Klosterkirche St. Johannes der Täufer und Johannes der Evangelist) и вела историю с XIII века, а перед закрытием имела облик в стиле барокко.
Монастырь был закрыт, его постройки достались полицейскому управлению Мюнхена, и в конце концов в здание бывшей церкви в 1958-ом году были размещены коллекции Музея Охоты и Рыболовства. Здания скорее всего реконструировалось уже для музея, хотя в его облике остались узнаваемые, характерные для церкви черты.
Из всего, что связано с охотой и рыбалкой мы ознакомились с двумя бронзовыми скульптурами, установленными на Августинерштрассе — кабан и сом.
«Сидящий кабан (Sitzender Keiler)» - изображает крупного кабана. Скульптура высотой 124 см была создана скульптором Мартином Майером в 1976 году.
Моделями были фигура кабана итальянского скульптора Пьетро Такка у фонтана Порчелино во Флоренции и мраморная скульптура в галерее Уффици.
Вторая скульптура - «Сом (Welsfisch)», представляет собой большую рыбу с открытой пастью. Пасть настолько большая, что не избежать соблазна засунуть туда что-нибудь. Усы сома и пятак кабана блестят от прикосновений рук многочисленных туристов.
Универмаг «В красивой башне».
Справа на углу Августинерштрассе и Кауфингерштрассе расположено здание универмага «Zum schönen Turm», что в вольном переводе с немецкого означает «В красивой башне».
Здание было построено в 1914 году, а название восходит к одноименной надвратной башне в средневековой городской стене Мюнхена, которая была снесена в 1807 году. Здание включено в список памятников города Мюнхена.
Первоначальные фигурные украшения на внешнем фасаде здания в мюнхенском стиле были созданы немецким скульптором Юлиусом Зайдлером, но были полностью реконструированы после повреждений здания во время Второй Мировой войны только в 1980-х годах.
Угол здания украшен скульптура, изображающая ворота Кауфингер Тор на плечах ювелира. Согласно легенде, человек, изображенный на скульптуре под башней, — ювелир, чья мастерская находилась в башне.
Он должен был сделать копию украшения, которое однажды исчезло, когда ювелир вернулся с обеда. Хотя ювелир, как выяснилось позже, был невиновен, городской суд приговорил его к смертной казни.
Далее по Августинерштрассе можно найти еще один пивной ресторан Августинер - «Augustiner Klosterwirt». Но, как и в предыдущем случае, не зашли и не попробовали.
История Фрауэнкирхе Мюнхена.
Собор Пресвятой Девы Марии (Der Dom zu Unserer Lieben Frau), по-немецки обычно называемый Фрауэнкирхе (Frauenkirche), это большая церковь в стиле поздней готики. С 1821 года церковь служит кафедральным собором Мюнхенского архиепископа.
В XIII веке для династии Виттельсбахов была построена капелла Марии на месте сегодняшней Фрауэнкирхе, тогда это была окраина города-крепости.
Трехнефная базилика позднего романского стиля имела фасад с двойной башней с входным порталом на западе и хором на востоке. Церковь служила усыпальницей мюнхенской линии семьи Виттельсбахов.
За следующие 200 лет своего существования церковь была богато украшена алтарями, витражами и часовнями богатых патрицианских семей прихода.
Следующее изменение облика церкви Фрауэнкирхе произошло в конце XVI века во время победы в Баварии католицизма над реформацией.
В ходе секуляризации (изъятия в государственную казну Баварии имущества церквей и монастырей) в 1802/1803 годах церковь была понижена в статусе. Однако произошедший вскоре перенос резиденции архиепископа в Мюнхен, вновь сделал Фрауэнкирхе собором.
Реконструкция 1821 года предполагала заменить купола церковных башен неоготическими восьмиугольными остроконечными шпилями, но что-то пошло не по плану. Тем не менее, внутреннее убранство церкви подверглось обновлению в стиле неоготики, а ценное барочное и ренессансное убранство прошлых веков было утрачено.
В это время готика считалась наиболее церковным из всех архитектурных и интерьерных стилей и в результате Главный алтарь позднего маньеризма работы фламандского художника Питера Кандида был заменен неоготическим. Также были заменены все боковые алтари.
Во время Второй мировой войны Фрауенкирхе сильно пострадала от воздушных налетов с 1943 по 1945 год, свод зала частично обрушился.
Неоготическая обстановка церкви не была убрана во время войны, так как не считалось, что она имеет историческое значение средневековых оригиналов и все погибло.
В ходе реконструкции 1948-1955 годов внутреннее убранство Фрауенкирхе было восстановлено в трезвом и неукрашенном виде. В преддверии 500-летия освящения церкви в 1994 году были восстановлены башни и часть внутреннего убранства.
Архитектура Фрауэнкирхе.
Здание Фрауенкирхе представляет собой позднеготический трехнефный зальный храм, боковые нефы которого не имеют четко выраженного характера и имеют практически одинаковую высоту с главным.
Храм почти полностью построен из кирпича, его длинна 109 м, ширина 40 м и высота 37 м, длинные стороны стен укреплены контрофорсами. Но в отличии от настоящих готических церквей, у Фрауенкирхе они перенесны внутрь.
Башни высотой более девяноста восьми метров каждая, кажутся мощными и привлекают внимание, поскольку значительно возвышаются над уровнем корабля. Их квадратные основания немного сужаются кверху до уровня конька крыши, но все портят не характерные для готики купола, известны как «валлийские шляпки», правда слишком маленькие.
Есть много версий оправдывающих такие странные купола мощных готических башен, но не имеет смысла их перечислять, так как они не помогают восприятию их странного облика.
В двух башнях установлено 10 колоколов разного размера и возраста. Самый старый датируется XIV веком, находится в южной башне. Другой исторический (1490 год) колокол весом 8000 килограмм описывается как «самый красивый средневековый колокол на юге Германии» и находится в северной башне.
В целом снаружи здание Фрауенкирхе имеет мало украшений по сравнению с настоящими готическими каменными церквями, отсутствуют какие-либо скульптуры. Исключение вертикальный рисунок по высоте башен.
Считается что именно эта достойная простота делает здание более мощным и внушительным, чем мог бы сделать роскошный декор.
У церкви Фрауенкирхе аж пять порталов, главный между западными башнями. Он посвящен Мадонне и украшен фигурами Христа Скорбящего и Марии. Они достались новому храму от старой церкви и датируются 1330-40 годами.
Справа от входа — лестница на южную башню, и рельеф со сценой на Илионской горе (Иисус молится, пока его ученики спят). Этот рельеф служил символом убежища для преследуемых.
Остальные порталы имеют похожее оформление, только добавляются соответствующие святые, в честь которых назван портал.
Интерьер Фрауэнкирхе.
Высокие окна по длинным сторонам и стройность колонн придают церковному залу Фрауенкирхе атмосферу легкости, как и светлая краска на стенах. 21 часовня вдоль стен Фрауенкирхе отделены друг от друга сдвинутыми внутрь контрфорсами.
Ряды внутренних восьмиугольных колонн без украшений делят пространство на три нефа. Пол покрыт ромбовидным узором, состоящим из зелено-голубоватого и красноватого камня. Потолок выполнен в красивейшей манере поздней готики в виде звездчатого свода.
Больше всего внутри Фрауенкирхе запомнилась гробница или мавзолей справа и окружение главного алтаря.
Гробница — это Кенотаф Людвига Баварского (Ludwig der Bayer, 1282-1347 гг.), герцога Баварии, императора Священной Римской империи и т.д. Кто не знает, кенотаф это пустая гробница, установленная в честь героя погибшего вдали от Родины и тело которого не найдено.
Правда я не очень понял за что ему такая честь. Вышеназванный Людвиг умер действительно не дома, но от инсульта, произошедшего во время охоты на медведя. А тело его покоится в склепе Фрауенкирхе.
Весь комплекс был заказан Максимилианом I в 1622 году и до 1860 года размещался в середине высокого хора. Затем его несколько раз перемещали пока, наконец, в 1962 году не поставили на его нынешнее место.
Внутри сооружения из полированного черного известняка находится позднеготическая мемориальная плита из красного мрамора для императора Людвига. Композиция разделена на небесную и земную сцены: Людвиг восседает на небесах со знаками правления, а под ним примиряются герцог Эрнст и его сын Альбрехт III после спора.
Бронзовые фигуры вокруг изображают других герцогов Баварии при оружии и орденах. Также присутствуют фигуры путти, герцогские гербы и гербы их жен, аллегории гения доброго и хорошего правлений, императорская корона, бронзовые черепа и много другого.
Четыре коленопреклоненных знаменосца, стоящие вокруг и охраняющие кенотаф, предназначались для запланированного могильного памятника герцогу Вильгельму V и его жене в Михаэльскирхе, который так и не был возведен.
Идем далее к главному алтарю. Вход в алтарь слева окружен цветной каменной резьбой времен императора Людвига Баварского (около 1320 г.), сохранившаяся от старой церкви. Христос представляет свои стигматы, оформленные в виде цветов. На противоположной колонне изображена Мария с младенцем примерно 1520 года.
Нынешний вид хора является результатом ремонтно-реставрационных работ, проведенных в начале 1990-х годов. Работы воспроизводят хоры с деревянными скульптурными группами, созданные между 1495 и 1502 годами.
Большая часть уцелевшего позднеготического фигурного декора была также повторно использована на новых хорах и, таким образом, Фрауэнкирхе имеет самый большой сохранившийся ансамбль позднеготических фигур в Германии.
Фигуры и рельефы прикреплены к внешней части хоров и решетке хора. Небольшие статуэтки, которые можно увидеть вокруг алтаря, представляют двеннадцать апостолов и всех святых, представленных в церкви их мощами, а также рельефы святых пап слева и святых епископов справа. Гербы всех предыдущих архиепископов Мюнхена нарисованы с обеих сторон под статуэтками.