2023.05.02-2: Мейсенский Собор и замковый холм
В этой статье расскажу о том, что есть еще интересного на замковом холме Мейсена, помимо самого замка. Немного про Башню ворот, Мейсенский собор, Зернохранилище и Соборные дома, в одном из которых мы выпили отличного пива в хорошем ресторане.
Продолжаем прогулку по городу Мейсену во время нашего небольшого отпуска в Германию весной 2023 года. Мы побывали в замке Альбрехтсбург, а теперь настало время оглянуться вокруг на замковой горе.
Здесь, на замковой горе, можно найти красивые старинные дома знатных горожан, дома в готическом и ренессансном стилях, которые очаровательно расположены на склоне холма, и до них можно добраться по многочисленным лестницам и полым переулкам.
В историческом районе можно открыть для себя любовно оформленные фасады домов, небольшие скрытые садовые оазисы или уютные винные бары и пивные, которые помогут расслабиться после многочисленных подъемов.
Замковый мост
Как я уже писал в статье посвященной замку Альбрехтсбург, подняться на замковую гору можно несколькими путями. Мы выбрали пеший со стороны города по довольно крутой каменной лестнице вдоль улиц Хольвег (Hohlweg) и Шлоссбрюке (Schloßbrücke).
Во время подъема любуемся позднероманским замковым мостом массивной арочной конструкции, построенном между 1221 и 1228 годами. Мост был частью укрепления замковой горы с сухим рвом и подъемным мостом.
Каменный замковый мост был основным входом на замковую гору со стороны посада Фрайхайт, на застройку которого хорошо смотреть как раз с моста. Сейчас это городская улица, по которой мы будем возвращаться после осмотра замка.
Со стороны посада у моста в XVI веке располагались сторожевые башни, а на другой стороне он заканчивался воротами Среднего замка, через которые можно попасть на Соборную площадь.
Ворота Среднего замка
Готические ворота Среднего замка (Torhaus) были построены между 1221 и 1228 годами вместе с замковым мостом и на протяжении Средних веков обеспечивала доступ к замковому комплексу. Позже ров был засыпан, а разводной мост ликвидирован в XVIII веке, а реконструкция в неоготическом стиле прошла в 1874–1875 годах.
Воротам вернули темную шатровую крышу со сложным декором и кафельными фресками с изображением Святого Георгия. Оригиналы фресок 1890 года находятся в Музее Гейтхаус, где также находится отдел истории города.
Сегодня в башне ворот Среднего замка располагается экспозиция музея современного фарфорового искусства Саксонии и Ассоциация содействия современному фарфоровому искусству.
А до 1989 года здесь был дом с творческим пространством для многих выдающихся художников. Художественный дух не только осенял сторожку в прошлом, он присутствует и сегодня как постоянная экспозиция многогранного керамического искусства группы художников «Белый слон».
Мейсенский собор
Мейсенский собор, освященный в честь святых Иоанна и Доната имеет богатую событиями церковную и архитектурную историю. Строительство было начато в первой половине XIII века, а свой нынешний вид он приобретал постепенно, на протяжении нескольких этапов строительства.
Башни почтенного памятника возвышаются над крышами Старого города Мейсен высоко на замковом холме. На когда-то светлом песчанике архитектуры высокой готики образовалась темная патина.
Высокий хор Мейсенского собора был построен на первом этапе работ в готическом архитектурном стиле, получившем особое развитие во Франции и теперь пришедшем в Мейсен. К этому же этапу строительства относятся четыре огромные фигуры из песчаника императорской четы и двух святых покровителей собора.
Восточные части Мейсенского собора были построены в два последовательных этапа строительства. В результате получился вытянутый хор с многоугольным концом и закрытым амбулаторием.
Алтарный образ конца XV века оснащен алтарным триптихом голландской мастерской. За алтарем старейшее мейсенское хоровое окно возвышается в виде витража в свинцовой раме и представляет собой выдающееся произведение с уникальной оконной концепцией.
Строительство начиналось на грани смены архитектурных эпох и изначально планировалась романская базилика, но строители передумали и получилась готическая церковь с широким и светлым залом.
От базилики остался первый уровень строительства с низким сводом на который был пристроен верхний этаж, создавший своеобразную галерею.
Большие поднимающиеся окна с узором и закрытая нижняя пристенная зона формируют вид боковых стен Мейсенского собора. Несущие мощные колонны из песчаника формируют облик в почтенной архитектуре поздней готики.
Из нефа выходят две башни, замыкая между собой западную галерею. Они долгое время оставались незавершенными. Нынешний вид башни-близнецы получили в 1908 году.
Архитектор Карл Шефер выиграл конкурс на строительство башен и построил эти замечательные декоративные произведения с множеством скульптур, горгулий, башенок и резных украшений.
При строительстве башни Мейсенского собора имели цвета песчаника. За десятилетия песчаник приобрел сегодняшний обычный серо-черный налет.
Кроме двух высоких западных башен собор имеет еще одну, самую старую к юго-востоку от собора. Она издавна называлась Хёкригер-Турм и название происходит от необычного изгиба шпиля из песчаника. Он формируется из ажурных поверхностей.
Часовня принца была пристроена к западной башне Мейсенского собора около 1420 года. Его основателем был маркграф Фридрих Сварливый, который в 1423 году был связан с герцогством Саксонским. Здесь находится усыпальница курфюрстов и герцогов Саксонии из рода Веттинов.
Внутри Мейсенского собора
Внутри здание Мейсенского собора демонстрирует благородную каменную архитектуру в духе Средневековья. Его не назовешь роскошным, подавляющим, помещение не перегружено декором и оставляет ощущение гармонии и благородства.
Характерной деталью Мейсенского собора является поперечная алтарная преграда — леттнер. Этот элемент церковной архитектуры вероятно остался от первоначального романского проекта базилики.
Цель леттнера – закрыть хор от присутствующих в храме мирян. В центре его обычно делался портал со стрельчатой аркой, а верхняя часть служила трибуной для выступлений священнослужителей.
Перед преградой установлен алтарь с ренессансным заалтарным полотном мастерской Лукаса Кранаха Старшего (ок. 1526-1540). Это сложная композиция может быть с закрытыми створками или открытая.
В раскрытом состоянии центральная часть алтаря изображает Распятие, а боковые створки посвящены истории обретения Креста.
На северной стене Мейсенского собора на консолях стоят четыре фигуры — императорская чета Адельхайда и Отто I и рядом— святые покровители евангелист Иоанн и епископ Доната Ареццо.
На боковых стенах расположены места для каноников 1524 года позднеготические. Под складными сиденьями расположены небольшие вспомогательные сиденья, так называемые мизерикордии. Над ними изящные аркады с небольшими колоннами и красивыми капителями, украшенными резьбой по камню.
Как уже писал, первоначальный план строительства предусматривал возведение базилики с приподнятым центральным нефом и нижними боковыми приделами. Но затем около 1270 года план изменился.
От базилики был продолжен готический зал церкви с тремя нефами одинаковой высоты – с сохранением уже сложившейся планировки.
На южной стене собора, между нефом и южным рукавом трансепта, находится восьмиугольная часовня в виде двухэтажного сооружения с тремя фигурами из наумбургской мастерской, доступной из бокового нефа и трансепта.
Помещение на первом этаже было задумано как вестибюль для епископа и капитула собора и, таким образом, представляет собой входной портал. Готический зал, созданный в 1270 году, является одним из красивейших произведений готического искусства.
Зернохранилище
С левой, то есть западной стороны Соборной площади, размещено Зернохранилище (Kornhaus), построенное вместе с Альбрехтсбургом. Позже здесь также размещалась стража замка, а первый этаж использовался как конюшня на 80 лошадей.
Это большое трехэтажное здание полезной площадью — до 4900 квадратных метров. Стена со стороны долины имеет оборонительные функции и толщину от 2 до 2,35 метра. В ней имелось шесть глубоких щелевидных бойниц, расположенных одна над другой , с примыкавшими к ним стрелковыми нишами.
Стена зернохранилища, выходящая во внутренний двор, не используемая для обороны имеет толщину от 0,8 до 1,3 метра. Длина подвала 57 метров, ширина 10 метров и высота 4,8 метра. Он покрыт простым цилиндрическим сводом. Потолки всех этажей изначально были деревянными балками.
Дендрохронологические исследования показывают, что деревья, используемые для балок на всех трех этажах, были вырублены в 1494 году. Деревянные балки были видны в каждой комнате и имели типичный для того времени профиль. Большая часть потолков сохранилась до наших дней.
На первом этаже находится большое помещение с крестовыми сводами и квадратными колоннами, служившее когда-то конюшней для лошадей королевских карет. Мансарда простирается на всю длину дома 64 метра и имеет ширину почти 14 метров.
После того как Зернохранилище использовалось Мейсенской фарфоровой мануфактурой и как жилое здание, оно несколько лет пустовало. Использование в качестве производственной площадки привело к значительному повреждению здания зернохранилища.
Государство Саксония взяло его под охрану как памятник культуры. Реставрация последней трети XIX века придала зданию неоготический вид с соответствующими окнами, фронтонами и двускатной крышей.
Соборные дворы
Правую, восточную сторону соборной площади занимают исторические дома. Среди них так называемые «Соборные дворы».
- №5, построенный в 1525 году для кафедрального благочиния, с порталом с нишей для сидения и статуей Иоанна Богослова.
- № 6, Дом Каноников, построенный в стиле барокко, особенно примечателен своим фасадом с гербами каноников того времени.
- №7, бывшая резиденция ректора собора, закрытый комплекс в стиле поздней готики 1497-1503 годов с гербом над дверью и келейным сводом на первом этаже.
- №8, Дом Кендлера, самого известного мастера фарфоровой мануфактуры. Его идеи, воплощенные в изделиях, принесли мировую известность мейсенскому фарфору. Дом был построен в 1740 году.
Пиво на замковой горе Мейсена
В одном из соборных домов замковой горы Мейсена, а именно в доме под номером №9, расположен пивной ресторан «Домкеллер (Domkeller)». Вообще-то, здесь несколько таких заведений, и Домкеллер мы выбрали случайно. Прошли внутрь – приятная атмосфера, вышли на террасу – отличный вид, так и остались.
На сайте ресторан сказано, что Домкеллер старейший ресторан Мейсена, а в меню красуется «ano 1470», что в целом придает ему шарма. Что касается кухни, то в ресторане большой выбор, как традиционные немецкие блюда (в нашем понимании – рулька, ребра, сосиски …), так и разные прочие.
Мы зашли в ресторан Домкеллер в относительно раннее для ужина время, поэтому заказали тарелку каких-то стеблей. В меню было указано, что-то типа – традиционной сезонной закуски.
А вот пиво в Домкеллере наливают от местной пивоварни «Meißner schwerter brauerei». Пивоварня тоже позиционирует себя как старейшая частная в Саксонии «… с более чем 550-летней историей и тесными отношениями с 1000-летним Мейсеном…».
Мейснер Майбок (Meißner schwerter Maibock), алк. 5,9%, плотность 16,6%. Это замечательное сезонное пиво, чтобы его испить, нужно оказаться в Германии весной, например, в мае. У нас вся эта поездка оказалась как раз под знаком майбока.
Майбок от Мейснер имеет красивый медово-желтый цвет с тонкой белой пеной. Запах аромата меда, лимона и апельсина, во вкусе сладость, полнотелые цветочные ароматы совмещены со стойким медово-сладким послевкусием.
Мейснер темный - Св.Афра (Meißner schwerter St. Afra Dunkel), алк. 4,9%, плотность 11,3%: Темный лагер. Хорошее темное немецкое пиво, на просвет умерено черное со стойкой кремово-бежевой пеной.
В аромате и вкусе глубокий темный солод источает пряные ароматы жареного кофе, которые смешиваются с ароматом сваренного кофе. Нежно игристое черное пиво, напоминающее эспрессо, дополненное нотками лакрицы.
С террасы ресторана Домкеллер прекрасный вид на город Мейсен, очень приятно посидеть, перекусить и неспешно выпить пива перед последующей прогулкой по городу.