2023.05.02-3: Мейсен прогулка по городу
В этой статье про достопримечательности самого города Мейсена. Покидаем замковую гору по улице Фрайхат и выходим к церкви Фрауэнкирхе и Рыночной площади с городской Ратушей. Затем площадь Хайнрихсплац и городской Музей Мейсена.
Продолжаем прогулку по Мейсену во время нашего небольшого отпуска в Германию весной 2023 года. Мы побывали в замке Альбрехтсбург и выпили пива на замковой горе, настало время сказать несколько слов о самом городе.
Город Мейсен небольшой, сегодня здесь проживает порядка тридцати тысяч жителей. Вся история города связана с уже упомянутыми замком Альбрехтсбург, Мейсенским Собором и производством фарфора.
Тем не менее и в самом городе, хорошо сохранившемся типичном немецком, есть на что посмотреть, несмотря на то что он находится в восточных землях. Осматривать город будем со стороны замковых ворот, спускаясь с замкового холма вниз.
Фрайхайт Мейсен
Фрайхайт (Freiheit) — улица, ведущая в город от замкового моста перед воротами замка. По ней мы и отправимся вниз. После того, как между 1221 и 1228 годами был построен замковый мост, улица стала главным входом в Альбрехтсбург. Дома предместья были освобождены от городских налогов, отсюда и название.
Schleinitzer Hof (Freiheit 2) — справа сразу за мостом расположен большой жилой дом из трех групп зданий 1522, 1649 и 1743 годов постройки вокруг внутреннего двора.
Здание стоит на месте, где в прошлом был укрепленный форт непосредственной защиты подступов к мосту в замок. Это так называемый Бурглена (Burglehn) — дом рядом с замком, предоставляемый феодалу близкому к владельцу для проживания под обязательство защищать замок.
Jahnaischer Hof или Maltitzer Hof (Freiheit 1). Расположен далее также справа, дом документально подтвержден как укрепленный двор XII века. Нынешнее главное здание состоящее из двух примыкающих друг к другу под прямым углом крыльев и дома для прислуги и датируются примерно 1610 годом.
С восточной стороны построена лестничная башня, половина которой выступает из стены и выступает восьмиугольным концом над двускатной крышей. с шатровым южным фронтоном. Двор окружен высокой стеной с воротами-порталом 1616 года. Это копия 1965/1966 годов.
Церковь Святой Афры. История церкви уходит корнями в далекую историю. Около 1220 года августинцы построили на месте ранней церкви богатую раннеготическую базилику, которая сейчас восстановлена почти в своем первоначальном виде.
Отсюда христианская вера распространилась в город и окрестности. Даже после того, как монастырь был распущен, церковь Святой Афры оставалась духовным центром. В 1543 году рядом была основана Княжеская школа.
Богатство дизайна и обстановки вызывают благоговение и думы о вечном у посещающих церковь. Особый интерес представляет капелла Шляйниц, украшенная мемориальными памятниками периодов готики, ренессанса и раннего барокко. К сожалению, мимо церкви мы шли в неурочное время и внутрь не смогли попасть.
Jahnscher Hof (Freiheit 6). Это один из многочисленных домов каноников, расположенных вблизи церкви, был построен около 1346 года. Сейчас он состоит из нескольких зданий вокруг двора неправильной формы, построенных в XVII-XVIII веках. В подвале сохранились длинные коридоры оборонительного назначения.
Трехэтажный флигель имеет крутую двускатную крышу с выступающим фахверковым эркером XVII века со стороны долины. Настенные росписи периода 1464–1486 годов, сохранившиеся на фасаде оригинального готического здания, благодаря пристройке позднего крыла теперь расположены внутри.
Afranische Pfarre (Freedom 7). Здесь, вероятно, первоначально был укрепленный рыцарский двор, позже перестроенный в дом каноника, а с 1565 года стал резиденцией прихода. Вытянутое, неправильной формы здание состоит из трех корпусов, самым старым, из которых (XIII век) является парадный.
На первом этаже сохранились раннеготические остроконечные арочные окна с железными решетками, датируемые, вероятно, первой половиной XIII века. Характерной особенностью этого здания является угловой эркер в стиле раннего ренессанса, расположенный на втором этаже более ранней башни и датированный 1535 годом.
Улица Frauenstufen и ресторан Vincenz Richter
Гуляя, мы все же поглядывали на навигатор и в какой-то момент, чтобы выйти в центр Мейсена, свернули на небольшую улочку Фрауенштуфен (Frauenstufen). Это симпатичная узкая улица имеет пологий спуск в сторону города иногда перемежаемый лестничными ступенями. Название означает «женские ступени», так как в итоге выводит нас к церкви Фрауэнкирхе.
По пути любуемся разными интересными зданиями, оригинальными скамейками для отдыха, а также старинными вывесками, чугунными картинами и табличками со надписями на старонемецком, указывающими на то, что этим домам уже более сотни лет, а некоторые сохранились с начала XVIII века.
В конце лестницы попадаем к очень красивому историческому ресторану в фахверковом доме 1523 года, первоначально служившем домом гильдии швейников. Ресторан называется Винценц Рихтер (Historisches Restaurant Vincenz Richter).
Если бы мы зашли внутрь, то могли бы полюбоваться средневековой обстановкой с рыцарскими доспехами, мечами, шлемами и другими атрибутами времени. К сожалению, не было времени, ну и вообще ресторан специализируется на винах из собственной винодельни, а это не наше.
Церковь Фрауэнкирхе Мейсена
Протестантская Фрауэнкирхе (Frauenkirche) в старом городе Мейсена представляет собой зальную церковь в стиле поздней готики. Церковь впервые упоминается документально в 1205 году как часовня Святой Марии на Рынке, примерно через сто лет появляется название «Часовня Богоматери» или «Фрауэнкирхе».
Первоначально церковь подчинялась августинцам, как и церковь Святой Афры и перешла в статус общинной и получила право крещения в 1457 году. После ряда разрушительных городских пожаров между 1450 и 1520 годами было построено новое здание Фрауэнкирхе как позднеготической зальной церкви.
Позже была пристроена четырехугольная башня с восьмиугольной вершиной, а в 1549 году установлен позолоченный флюгер.
В период с 1883 по 1884 год церковь была существенно реконструирована (неоготика). К этому же времени относятся три цветных окна в хоровом зале. Колокола, утраченные во время Первой мировой войны, были заменены в 1924 году литыми стальными колоколами из Бохума.
Также в 1878–1983 годах была обновлена внешняя штукатурка и цветовая гамма интерьера в поисках компромисса между полихромией XV века и версией конца XIX-го.
Фрауэнкирхе представляет собой оштукатуренное каменное здание с контрфорсами, хоры сложены из блоков песчаника. Внутри трехнефная зальная церковь из короткого трехпролетного нефа и хора.
Сооружение покрыто единой двускатной крышей с тремя диафрагменными крышами над боковыми нефами. Массивная западная башня с богатыми ажурными панелями на нижних этажах относится к периоду ранней готики.
Интерьер Фрауэнкирхе характеризуется тонкими восьмиугольными колоннами и параллельными ребристыми сводами по образцу собора Святого Вита в Праге. Хор завершается богатым звездным сводом. К югу от хора построена ризница, над ней певческая галерея с полузвездным сводом.
Часовня с двумя пролетами, которая была пристроена к югу от башни около 1540 года, украшена росписью по стеклу мейсенского художника по фарфору примерно 1845 года.
Великолепный резной алтарь Фрауэнкирхе датируется примерно 1500 годом, его утраченные боковые крылья были восстановлены в 1929 году. На приделе изображено погребение, в средней святыне коронование Девы Марии, а с обеих сторон изображены сцены из жизни Марии и Христа.
Обстановку дополняют многочисленные эпитафии XV и XVI веков. Перед порталом находится каменный ящик для подношений, датируемый серединой 15 века. Орган с 56 регистрами работа компании из Дрездена 1929/1930 годов.
На башне церкви Фрауэнкирхе первый в мире настраиваемый фарфоровый карильон был установлен в 1929 году по случаю 1000-летия Мейсена. Состоит из 37 колоколов и звонит каждый день в определенное время.
Ворота суконщиков
Непосредственно рядом с Фрауэнкирхе находятся небольшой сад, вход в который украшают сложные ворота Суконщиков (Tuchmachertor) из песчаника, подаренные гильдией суконщиков около 1600 года.
Они представляют собой круглую арку между двумя тосканскими пилястрами с триглифовым карнизом. По бокам имеются сильные скаты, которые раньше опирались на стену кладбища у церкви. Корона представляет собой табличку с заостренной крышей и обелиском над ней, герб гильдии можно найти в краеугольном камне.
Правда это не оригинал, реплика представляет собой работу дрезденского скульптора середины XX века. Оригинал был передан на хранение в городской музей в 1956 году.
Здесь же в сквере у Фрауэнкирхе находится симпатичная композиция из небольшого круглого каменного бассейна, на краю которого три женские фигуры из металла.
Ратуша Мейсена на Рыночной площади
Ратуша Мейсена одно из украшений Рыночной площади (Marktplatz). Позднеготическое здание занимает офис городской администрации.
Ратуша Мейсена была построена в основном между 1472 и 1480 годами, ремонт проводился в 1726 и 1865 годах, а в 1910 году фасады были восстановлены в первоначальное состояние с добавлением балкона.
Оштукатуренное здание из бутового камня с кирпичными фронтонами и стенами из песчаника, построенное слегка неправильным прямоугольником. Завершают здание крутая двускатная крыша с фронтонами на узких сторонах.
На первом этаже необычно большой для того времени зал заседаний, который завершается балочным потолком конца, поддерживаемым тремя каменными колоннами.
Площадь Хайнрихсплац
Хайнрихсплац, ещё одно интересное место Мейсена - расположенная в центре исторического старого города, площадь, названая в честь легендарного основателя замка Мейсен, короля Генриха I.
Сам король в виде фонтана Хайнрихсбруннен расположен в центре площади в небольшом сквере, прямо напротив бывшего францисканского монастыря и сегодняшнего городского музея. Фонтан был построен в 1863 году в его память.
Сама площадь впервые была включена в состав города около 1200 года, когда было завершено строительство моста через Эльбу. Расположенная на пути, ведущем в Лейпциг, она была одной из самых оживленных площадей города до XX-го века.
Фонтан был построен в 1863 году его венчает памятник легендарному королю, созданный дрезденским скульптором. Фонтан питается водой из городской сети питьевого водоснабжения.
Свое название площадь получила после падения Стены. С мая 1997 года площадь Хайнрихсплац и ее фонтан стали центром пешеходной зоны Мейсена.
Еще одним украшением площади является бронзовый медальон с портретом короля Генриха I, основателя города, вмонтированный в брусчатку, рядом мозаичная карта старого города.
Городской музей Мейсена
Городской музей Мейсена — это краеведческий музей, расположенный в бывшей церкви францисканского монастыря на Хайнрихсплац.
Городской музей Мейсена располагает одной из старейших коллекций городской истории в Саксонии. Коллекции и выставки посвящены истории и культуре города и региона. Виноградарство, судоходство по Эльбе и производство керамики и фарфора являются центральными темами.
Собраны средневековые скульптуры, мейсенский фарфор, крупные предметы, такие как оригинальные шкатулки, муниципальный винный пресс 1788 года и одиннадцатиметровая рыбацкая лодка на Эльбе.
Помимо постоянной экспозиции, посетителей приглашают регулярно меняющиеся специальные выставки и мероприятия. Сама церковь-зал в стиле поздней готики с монастырским садом и монастырем также представляет собой впечатляющий с архитектурной точки зрения ансамбль.
На этом заканчиваем прогулку и возвращаемся на набережную к машине. Последняя фотка - площадь Кляйнмаркт, очень симпатичная, там находится фирменная пивная «Meißner schwerter brauerei».