2023.04.30-1: Гёрлиц - от площади Обермаркт на юг
В этой статье начинаю описание прогулки по Гёрлицу. Паркуемся на Обермаркт, отправляемся на юг и посмотрим на башню Райхенбах, бывший бастион Кайзертруц, здание универмага Кауфхаус Гёрлиц и побываем на площади Постплац с фонтаном Мушелминна.
Продолжаю рассказ о нашем очередном путешествии на машине в Германию в апреле-мае 2023 года. Начинается третий день, о предыдущих в статье «2023.04.28-29: На пути в Германию через польские Августов и Згоржелец».
Мы преодолели 1155 километров, отделяющих польский город Згоржелец от нашего дома. Получили массу впечатлений от езды по дорогам Польши, много новых, в основном положительных. Сегодня встали пораньше с тем чтобы с новыми силами отправится на осмотр достопримечательностей в соседнем городе – немецком Гёрлице (Görlitz).
Забегая вперед скажу, что слишком рано вставать не имело смысла. В воскресенье жизнь в небольших немецких городах разворачивается весьма неторопливо. Но что делать, если легли не поздно, выспались хорошо, а завтрака в отеле у нас не было.
Площадь Обермаркт.
В навигаторе воткнули центр города Гёрлиц и ближайшую парковку, немного покрутились по улочкам, благо в воскресное утро машин практически не было и внезапно оказались на площади Обермаркт.
Обермаркт (Obermarkt) — самая большая площадь в старом городе Гёрлиц. Она имеет размер 250 x 40 метров и сориентирована практически точно с запада на восток.
Обермаркт ведет свою историю примерно с 1250 года, площадь и прилегающие к ней улицы к XIV веку образовали новый город. В 1717 году пожар уничтожил половину Обермаркта, по этой причине самые старые дома на западной и северной стороне самое раннее датируются XVIII веком.
Между 1883 и 1939 годами по южной стороне площади в направлении конечной остановки Унтермаркт курсировал трамвай. Пути убрали в 1939 году, при крупном ремонте площади.
После этого преобразования мощеная середина Обермаркт используется как автостоянка примерно на 80-100 автомобилей. Нам повезло найти на этой парковке местечко, бесплатное по случаю выходного дня.
Во время Фестиваля Старого города Герлица, выступлений уличного театра ViaThea и других крупных мероприятий центральная площадь освобождается для их проведения.
По сторонам Обермаркт есть три значимых достопримечательности – на западе башня городских укреплений Райхенбах, на другой стороне готическая Троицкая церковь и фонтан святого Георгия. Им я уделю особое внимание в отдельных абзацах.
По сторонам площади расположены приличные дома главным образом в архитектурном стиле барокко, среди которых википедия выделяет дом №29, построенный в 1718 году, где останавливались, в частности, Август Сильный, царь Александр I и Наполеон.
Про Гёрлиц мы немного знали в общих чертах благодаря youtube -каналу Евгения Уриха, очень толково и интересно рассказывающему о немецких городах, дворцах и замках. Если быть точным, то и вся эта немецкая поездка состоялась благодаря ему.
Конечно о том, что в самом городе Дрездене есть на что посмотреть, мы знали и так, но интерес к Гёрлицу, Баутцену, Везенштайну, Морицбургу, Мейсену возник именно благодаря Уриху.
Но знать одно, а оказаться на местности, совсем другое. Все как-то не так, как на видео, все равно нужно ориентироваться на местности, впрочем, это нормально и привычно для нас.
Припарковав машину на площади Обермаркт, мы должны были решить куда идти. Частенько, оказавшись в незнакомом городе, можно ориентироваться по тому куда идут люди, но это не тот случай.
Ранним воскресным утром (на первом фото в Гёрлице время 10:54, значит на часах было на час ранее) на Обермаркт и прилегающих улицах практически никого не было. Пришлось полагаться на интуицию, и мы пошли на запад в сторону хорошо видимой башни Райхенбах.
Райхенбахская башня
Райхенбахская башня (Reichenbacher Turm) хорошо сохранившаяся воротная башня, составная часть западных городских укреплений Гёрлица. Её высота 51 метр и это самая высокая из трех сохранившихся сторожевых и оборонительных башен города. Выше только башня ратуши с высотой 63 метра.
Предположительно башня была построена в XIII веке, тогда же когда начал оформляться рынок Обермаркт. Впервые она упоминается в документе 1376 года посвященном оборонительным укреплениям и западным городским воротами.
К этому периоду точно относится квадратная нижняя часть башни Райхенбах. Над квадратной частью выступает восьмиугольный блок с односкатной крышей. Выше цилиндрическая шасть увенчанная округлой зубчатой стеной со стрельчатыми арочными фризами и куполом.
Окончательный снос городских укреплений и ворот в этом районе Гёрлица происходил в середине XIX века, но Райхенбахская башня почему-то уцелела. На башне установлены колокола, с 1904 года они приводятся в действие электричеством.
Во время ремонтных работ 1936 года нижняя часть башни была укреплена восемью стальными анкерами, которые были спрятаны за двенадцатью цветными гербами. Шесть верхних гербов принадлежат странам или государственным образованиям в состав которых входил Герлиц.
Гербы Священной Римской империи германской нации и Богемии расположены на западной стороне Райхенбахской башни, на южной стороне гербы Бранденбурга и Пруссии и, наконец, на восточной стороне гербы Силезии и Саксонии.
На нижних шести изображены гербы Лиги шести городов региона Ве́рхняя Лу́жица, историко-географической области, расположенной на территории современных германской земли Саксония и юго-западной Польши (Нижнесилезское воеводство).
Райхенбахская башня стала туристичесим объектом в 1946 году. С 1953 года поднявшись по 165 ступеням башни стало возможным попасть на смотровую площадку, а внутри на нескольких этажах полюбоваться коллекцией произведений искусства городского Музей истории культуры.
Бастион Кайзертруц
Идем далее и выходим на довольно большой проспект с трамвайными путями. На другой стороне видим округлое здание в старинном стиле, это бывший бастион городских укреплений Кайзертруц (Kaisertrutz).
Круглый в плане бастион был построен в начале XV века как «очень мощное укрепление» в дополнение к другим укреплениям западных городских ворот Райхенбахер Тор.
Свое название (правда его смысл остался для меня загадкой) бастион получил во время Тридцатилетней войны. Город был захвачен шведскими войсками, и они противостояли здесь имперским и саксонским войскам, выдержав несколько недель осады.
В 1848 году, после сноса стен вокруг башни Райхенбах, Кайзертруц был отдан под казарму, ров вокруг засыпан. К зданию были пристроены аркадное крыльцо и две фланговые башни.
После реконструкции в 1948 году Кайзертруц становится картинной галереей. В середине января 2015 года на третьем этаже Kaisertrutz открылась выставка «Galerie der Moderne».
Здесь представлено около 200 произведений XIX и XX веков, в основном живопись, графика, скульптура, керамика и стекло. Большинство работ было создано художниками, которые проживали в Гёрлице или каким-либо иным образом были связаны с городом.
Инсталляция «Стадо»
На лужайке позади бастиона Кайзертруц обращает на себя массивная композиция из ржавого или загрунтованного железа. Это очередной представитель так называемого «современного искусства» - инсталляция под названием Стадо (Herde).
Те кто считают, что что-то понимают в этой галиматье, утверждают, что автор был вдохновлен такими понятиями, как движение, сообщество и семья. Что же, остается только посочувствовать бедняге, имеющем такие представления о семье и обществе.
Впрочем, как я не раз уже писал, проблема не в том, что кто-то выдает кусок перфорированного железа за произведение искусства, а в том, что другие ему хлопают в ладошки и устанавливают на видном месте.
Описывать композицию не имеет смысла, все видно на фото. Одним из её достоинств считается легкость как по весу, так и в сборке-разборке. Это позволяет перемещать «стадо» по городу.
Памятник Готлибу Демиани
Площадь вокруг Бастион Кайзертруц посит имя Готтлиба Демиани (Gottlob Ludwig Demiani, 1786 — 1846 гг.), немецкого юриста и политика, первого мэра Гёрлица, много сделавшего для развития города.
В июле 1862 года на площади переименнованной в его честь сразу после смерти, был установлен памятник Демиани.
Это классика. Бронзовый герой в полный рост в одежде своей эпохи стоит на высоком светлом каменном пьедестале. В руках, как и положено мэру — бумаги, вероятно план развития города.
Универмаг Кауфхаус Гёрлиц
По наитию идем вдоль проспекта с трамвайными путями, оставляя городской театр Гёрлица по правую руку. И упираемся в массивное здание Кауфхаус Гёрлиц (Kaufhaus Görlitz) - памятник архитектуры в стиле историзма с элементами модерна.
Изначально построенный как универмаг в стиле модерн по образцу берлинского Wertheim, Кауфхаус Гёрлиц является единственным универмагом своей эпохи, который до сих пор существует в своей первоначальной форме.
Здание впечатляет не только снаружи, но также своим колоссальным внутренним убранством. Искусно оформленный интерьер, впечатляющие лестницы, множество колонн, большие потолочные люстры, стеклянный купол привлекали посетителей.
И, несмотря на то что внутри мы не были (воскресенье, раннее утро) говорю об этом не по наслышке. Чтобы убедится рекомендую посмотреть американский фильм «Отель «Гранд Будапешт» (Grand Budapest Hotel), для которого Кауфхаус Гёрлиц стал местом съемок интерьеров.
Площадь Постплац
Пройдем еще немного в южном направлении и выходим на симпатичную площадь Постплац (Postplatz), Почтовую площадь по-нашему.
Типичные прусские постройки ограничивают площадь с востока и запада - здание главпочтамта занимает почти всю восточную сторону, окружной суд расположен в здании на западе.
На северной и южной стороне ряды исторических домов в стиле позднего классицизма раннего вильгельминского периода. В центре площади находится великолепный фонтан.
В 1951 году площадь была переименована в «Площадь Освобождения». При этом забавно стал звучать адрес тюрьмы, расположенной за зданием суда — площадь Освобождения, 18 (конечно не для сидящих там). Новое название площади не прижилось, впрочем, как и другие переименования.
С 1960-х годов и до падения коммунизма площадь Постплац служила местом проведения политических демонстраций, таки как парад на 1 мая. Если кто забыл, то Гёрлиц это восток Германии и находился в ГДР.
Площадь Постплац можно считать самой южной точкой зоны исторических достопримечательностей Гёрлица. Здесь мы разворачиваемся и отправляемся в обратную сторону, предварительно полюбовавшись фонтаном.
Фонтан Мушелминна
В центре Постплац расположен фонтан, украшенный скульптурами. Он носит название Мушелмина (Muschelminna), что google переводит как «Молюск (или ракушка) Мина». Перевод мягко говоря не точный, слово из народного фольклора или что-то типа этого, знать бы что оно значит.
Также фонтан на Постплац называют Тоберенцбрюнен (Toberentzbrunnen), в честь его создателя скульптора Роберта Тоберенца.
Фонтан состоит из массивного мраморного основания, вокруг которого восседают четыре фигуры в античном стиле, две женские (нимфы) и две мужские (рыбак и охотник), очень симпатичные лица, естественные позы.
На вершине мраморного основания установлена бронзовая женская фигура высотой 3,44 м. Над головой она держит как зонтик большую раковину, считается воплощением природы. С раковины ниспадает основной поток воды.
Также мраморные фигуры интерпретируются как воплощения романтики, полезности, переменчивости и силы, а бронзовая как римская богиня природы Флора.
Кроме главных фигур фонтан украшают каменные головы сатиров и горгулий из уст которых течет вода. Когда-то в бассейне фонтана были фигурки маленьких лебедей, из клювов которых тоже били струи воды. Но они куда-то подевались в ходе многочисленных преобразований.
Фонтан подсвечивается во время Адвента и Рождества.
Идея украсить площадь Постплац появилась в последней четверти XIX века после постройки первых зданий — почтового отделения и окружного суда. И принадлежала она министру внутренних дел Пруссии, посетившему город.
В 1879 году город Герлиц заключил контракт со скульптором из Бреслау и фонтан был открыт в ноябре 1887 года. На церемонии открытия фонтана действующий мэр Гёрлица назвал его «самым красивым фонтаном в Силезии.
Первоначально фонтан был окружен решетчатой оградой, а вода запускалась только в особых случаях. В 1889 году были проложены четыре дорожки, идущие в форме звезды через площадь к фонтану, а фонтан был дополнен чашей бассейна.
Во время Втрой Мировой войны большинство бронзовых памятников и церковных колоколов Гёрлица было отправлено в переплавку. В их число вошла и бронзовая статуя с вершины фонтана.
В 1967 году была создана мраморная чашу в качестве замены исторической, а в 1994 году изготовлена точная копия исторической бронзовой фигуры. Одним из главных спонсоров изготовления выступила компания Shell, символом которой является ракушка.