2019.06.19-1: Вена – площади Лугек и Хоэр Маркт
Снова в Вене, в этот раз на машине из Братиславы, перехватывающая парковка, прогулка по Старой Вене – площадь Лугек с памятником Гуттенбергу, площадь Хоэр Маркт с фонтаном Бракосочетания и Анкерными часами.
В этот раз в Вене мы оказались во время очередной поездки по Европе на машинах с друзьями в июне 2019 года. Ездили мы ездили по Польше и Словакии и наконец добрались до Братиславы. А от Братиславы до Вены рукой подать, было бы непростительно не съездить, тем более, что наши друзья в Вене еще не были.
Едем из Братиславы в Вену на машине
В Братиславе мы жили в кемпинге Zlate Piesky (Золотые пески) на северо-восточной окраине города. Расстояние отсюда до намеченной для парковки в Вене стоянки около 88 километров, в пути немногим менее часа.
Для автопутешественников прибывающих в Вену для осмотра достопримечательностей в городе оборудованы стоянки по системе «Park and Ride (P+R)» или как принято говорить у нас - «перехватывающие парковки».
Стоянки этого типа расположены во всех районах города, по пути следования по важнейшим дорогам въезда. В нашем случае, для въезжающих со стороны Братиславы (юго-восток, вдоль течения Дуная) удобна парковка в районе Эрдберг (Erdberg) рядом с одноименной станцией метро на одноименной улице.
Стоянка обозначена на карте google.com как «Parking Garage P+R Erdberg - Vienna | APCOA» и имеет адрес Franzosengraben 2, 1030 Wien. Это огромная многоэтажная стоянка одна из сторон её здания обращена к улице Эрбергштрассе (Erdbergstraße).
Навигатор прекрасно приводит Вас к въезду на паркинг. Далее ищем место, закрываем автомобиль и вперед – в Вену. Стоимость парковки на сутки сегодня - €4.10 (в 2019 году - €3.60), что не может не радовать.
Чтобы попасть к поездам станции метро Эрдберг (Erdberg), красная линия U3, нужно перейти на противоположную сторону Эрбергштрассе. Желательно для этого воспользоваться переходом на уровне второго этажа паркинга.
Метро Вены станция Эрдберг, едем в центр
Станция Erdberg венского метрополитена, красная линия U3 (Оттагринг – Зиммеринг) наземная, имеет большой павильон с доступами с уровня земли или по крытому переходу от автостоянки, о котором писал выше. Имеет центральную платформу.
Станция была открыта в апреле 1991 года и следующие десять лет был восточной конечной точкой этой линии. Название станции служит напоминанием о существовании старого пригорода Вены Эрдберга, который впервые упоминается в документе XII века.
По существующей исторической легенд король Англии Ричард Львиное Сердце был захвачен австрийским эрцгерцогом именно здесь, во время возвращения из Третьего крестового похода.
В целом это утилитарная городская конструкция. Но с наружи, перед входами в здание станции установлены две художественные мозаичные композиции художника Петра Атанасова. На плитках с ручной росписью, изображения городских пейзажей, в которые вплетены различные символы.
Стоимость проезда в метро Вены в 2019 году составляла €2,40 (сегодня вроде бы тоже). Автоматы по продаже билетов принимали нал и имели русский язык, сейчас не знаю.
Как и положено добропорядочным туристам, сев в метро мы махнули к Собору Святого Стефана. Здесь интересы нашей хоть и небольшой, но все же не однородной группы разделились.
Наши друзья москвичи, первый раз в Вене, отправились по стандартной программе туриста. Мария, встретившись с венской подругой Оксаной, отправилась с ней лясы точить. Ну а я решил пробежаться по улицам центра, в том числе и там, где бывали ранее, но по разным причинам о них не сохранилась фото фиксация.
Площадь Лугек в Вене
Для начала я отправился на север по улице Ротентурмштрассе (Rotenturmstraße). Об этой симпатичной улочке я скажу несколько слов позже, когда именно здесь завершится моя небольшая прогулка. А пока небольшая и не менее симпатичная площадь под названием Лугек (Lugeck).
Это небольшая площадь, характерная для Старого или Внутреннего города Вены. Здесь проходила историческая часть старой дороги на север от бывшего римского лагеря Виндобона, а как городская площадь впервые упоминается в 1257 году.
Посреди площади когда-то находилась легендарная «дыра Маркуса Курция», круглое углубление неясного назначения. Она получила название в память римского солдата, который, согласно легенде, упоминаемой еще Титом Ливием, пожертвовал собой и своей лошадью, бросившись в нее, чтобы умилостивить богов, и таким образом подал пример храбрости и самоотверженности.
В Средние века площадь Лугек была центром венской торговли мясом. Регенсбургский двор для размещения в Вене регенсбургских купцов и их товаров, был также местом вокруг которого происходили представительные события.
Памятник Иоганну Гутенбергу работы Ганса Биттерлиха был установлен на площади в 1900 году.
Регенсбургский двор
Красивое здание с большим стеклянным фасадом и округлыми башенками по бокам, замыкающее перспективу при взгляде на Лугек с Ротентурмштрассе, когда-то было Регенсбургским двором (Regensburger Hof am Lugeck).
На протяжении веков это представительное здание было местом встреч и размещения германских регенсбургских купцов и их товаров, как правило скота и мяса, в Вене. Первое здание двора упоминается в XIV веке, как одно из самых значимых зданий в городе.
Его владельца часто посещали знатные персоны, например, здесь происходила историческая встреча императора Священной Римской империи Фридриха III и венгерского короля Матеуша Корвина в феврале 1470 года. Эта встреча сопровождалась большим балом, которые были нередки в Регенсбургском дворе.
Старое здание Регенсбургского двора было снесено в 1896 году в рамках городской реконструкции Вены, несмотря на многочисленные протесты. Новое здание было построено в 1897 году с небольшим смещением к востоку и обликом повторяло прежнее, но по размерам стало примерно в два раза больше.
Помимо мясной торговли в старом и новом Regensburger Hof располагался магазин ковров, владелец которого был поставщиком императорского и королевского двора.
Памятник Иоганну Гуттенбергу
Статуя и памятник перед фасадом Регенсбургского двора отдают дань уважения Иоганну Гуттенбергу (ок. 1400–1468 гг.), – немецкому первопечатнику, первому типографу Европы. В 1440-х годах он создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.
Бронзовый бородатый мужик в средневековой хламиде стоит подбоченясь на высоком светлом, вероятно мраморном пьедестале.
Рельефы на пьедестале представляют символику общечеловеческого значения: сломанная колонна как символ темных веков, спящий странник как символ человечества, лавровое дерево символизирует успех и славу, также посвящение герою от его благодарных последователей и почитателей.
Памятник был с помпой открыт в 1900 году, на церемонии присутствовал император Франц Иосиф. Интересный исторический факт – Иоганну Гуттенбергу никогда не бывал в Вене, но в Австрийской национальной библиотеке в Вене хранится одна из очень немногих полных библий, напечатанных лично Гуттенбергом.
Площадь Хоэр Маркт
Полюбовавшись на здание Регенсбургского двора и памятник Гуттенбергу на площади Лугек, возвращаюсь на Ротентурмштрассе и оттуда отправляюсь на площадь Хоэр Маркт (Hoher Markt). Вновь небольшая историческая, одна из старейших площадей Вены.
В средние века Хоэр Маркт, что в переводе с немецкого «Верхний Рынок», что может также означать «Важный Рынок» был центром буржуазной Вены, окруженным многочисленными домами гильдий. Здесь в основном торговали продуктами питания и текстилем.
С 1328 по 1839 год Хоэр Маркт был также важнейшим местом исполнения казней. В основном здесь проводились обезглавливания и четвертования, но также были установлены виселица и позорный столб.
Фасадом на площадь когда-то стоял «Дом суда» с собственной часовней «На смертную тревогу Христову», с террасы которой зачитывались судебные приговоры.
Во время Второй мировой войны дома, окружающие Хоэр Маркт, особенно сильно пострадали от бомбежек. Великолепные Дворцы Арнштайн и Сина, которые в значительной степени определяли облик площади, были полностью разрушены.
После войны не было предпринято никаких усилий, чтобы восстановить исторический облик площади, предпочтение было отдано быстрой застройке. И теперь по периметру Хоэр Маркт стоят невзрачные квадратные здания без лица и особенностей.
Только Фонтан Бракосочетания сегодня напоминает о том, что когда-то Хоэр Маркт была одной из самых красивых площадей города.
Фонтан Бракосочетания
Фонтан Бракосочетания (Vermählungsbrunnen) на площади Хоэр Маркт назван в честь скульптурной группы, изображающей сцену бракосочетания Марии и Иосифа первосвященником. Имеет и второе название – Фонтан Иосифа (Josefsbrunnen).
История фонтана восходит к клятве, которую император Леопольд I дал в 1702 году в связи с возвращением своего сына Иосифа после осады Пфальцской крепости Ландау во время войны за испанское наследство.
При Иосифе I был изготовлен деревянный памятник и установлен в марте 1706 года. Как и нынешний, он был посвящен свадьбе родителей Иисуса, но не был фонтаном.
Не прошло и 30 лет, как деревянная конструкция пришла в негодность и на её месте была воздвигнута конструкция из мрамора и металла, дошедшая до наших дней. На постаменте, как и прежде, статуи Марии, Иосифа и первосвященника Захарии. Композиция воспроизводит сцену из Евангелия от Иакова.
Согласно ему, Мария жила как посвященная дева в Иерусалимском храме, пока ей не исполнилось двенадцать лет. Затем первосвященник Захария, по божественному указанию, призвал вдовцов города и божественный выбор стать мужем Марии пал на Иосифа. В подтверждение этого из его посоха вылетел голубь и сел ему на голову.
Выступы постамента, занятые четырьмя статуями ангелов, поддерживают четыре мраморные коринфские колонны, над которыми размещен бронзовый балдахин.
Что касается фонтана, то это две небольшие струйки воды, бьющие вверх из небольших чаш по бокам основной композиции.
Поврежденный бомбами в 1944 году фонтан Иосифа был восстановлен в период с 1950 по 1955 годы.
Часы на Хоэр Маркт
Еще одна достопримечательность Хоэр Март, пережившая Вторую мировую войну - анкерные часы, установленные на закрытом переходе между зданиями над улицей Бауэрнмаркт (Bauernmarkt).
Инициатором создания часов выступила в 1911 году страховая компания «Дер Анкер». Дизайн был заказан художнику в стиле модерн Францу Мачу, часовой механизм изготовлен придворным часовщиком Францем Моравецем. Кроме того, в создании часов участвовали и другие компаний и мастера.
Часы планировали запустить осенью 1914 года, но началась Первая мировая война и открытие состоялось летом 1915 года и было приурочено ко дню рождения Императора. Изюминкой торжества стало исполнение гимна австрийской империи в исполнении Йозефа Гайдна через звуковую систему подобную органной.
Затем часы долгое время оставались выключенными, было решено запустить их торжественно после окончания войны, как «Часы мира».
Однако окончание войны привело также и к падению империи, а некоторые фигуры в часах ассоциировались с Домом Габсбургов и в 1918 году не были популярны. Часы работали, но без большой торжественности, вместо старого имперского гимна они исполняли отрывок из оратории Гайдна «Сотворение мира».
Во время Второй мировой войны все здания на Хоэр Маркт сильно пострадали и вновь были запущены только в 1956 году. Однако старая звуковоспроизводящая система не подлежала ремонту и была заменена на современную.
Часы установлены на стене соединяющий два здания галереи, имеющей длину десять метров, сами часы имеют четыре метра в диаметре. Часы обрамляют четыре фигурные консоли, на которых изображены Адам, Ева, ангел и черт.
Над часами размещен солнечный диск, фигура ребенка с бабочкой как аллегория жизни и песочные часы как символ смерти, символика, значимая для страховой компании. В темноте часы подсвечиваются.
Собственно часы имеют «линейный» циферблат, у которого стрелка с цифрой часа скользит по шкале минут в течение часа, затем ее сменяет другая.
Также каждый час в зоне часового диска появляются фигуры исторических персонажей, изготовленные из чеканной меди. Порядок появления персонажей соответствует исторической последовательности.
С 01:00 (13:00) до 02:00 (14:00) на «экране» римский император Марк Аврелий, следом император франков Карл Великий, далее много персонажей из истории Австрии и в завершение композитор Йозеф Гайдн. Каждому из них соответствует своя мелодия, которая звучит по окончании каждого полного часа.
Фон часового диска состоит из мозаики общей площадью двенадцать квадратных метров из стекла, металла и мрамора. В центре композиции двуглавый орел и старинный герб города Вены, вокруг еще двенадцать изображений, символизирующих науки, искусства, любовь, музыку, театр, ремесла, торговлю и венскую кухню. Под часами изображен василиск из венских легенд.