Бельгия 2012.01.01/3 Брюгге, вокруг Собора Святого Спасителя
Продолжаем нашу прогулку по бельгийскому городу Брюгге во время нашей новогодней поездки 2011/2012 годов в эту страну. Это заметка номер три. Главная её тема прогулка на коротком участке Старого города Брюгге от Госпиталя Святого Иоанна, интересного архитектурой и галереей искусств по улице Святого Духа к Собору Святого Спасителя, главному храму города.
Госпиталь Святого Иоанна - Sint-Janshospitaal в Брюгге.
На противоположной стороне улицы Mariastraat, прямо напротив церкви Богоматери Брюгге располагался госпиталь Святого Иоанна (Sint-Janshospitaal). История госпиталя насчитывает более восьми веков, на протяжении которых здесь оказывалась медицинская помощь бедным, паломникам и прочим путешественникам.
Госпиталь Святого Иоанна является одним из старейших сохранившихся больничных зданий в Европе. Сейчас, разумеется, медицинскую помощь оказывают в более приспособленных для этого местах, а в зданиях госпиталя теперь тематический музей. Здесь можно узнать много интересного о том как лечили в подобных заведениях в Средние века.
В госпиталь Святого Иоанна мог обратится фактически любой страждущий однако медицинские знания сестер-монахинь были минимальными, поэтому они посвящают себя главным образом «заботе о душе».
Аутентичная мебель, изображения и скульптуры святых - покровителей больниц и болеющих, посуда из серебра и олова являются молчаливыми свидетелями многовековой истории госпиталя.
Еще одна уникальная особенность здания госпиталя Святого Иоанна его крыша, которая является одной из старейших сохранившихся и самых монументальных в Европе. Помимо музея в здании госпиталя Святого Иоанна сохранена и действует старая аптека, торгующая снадобьями по старинным рецептам из трав, выращиваемых здесь же в собственном травяном саду.
Помимо госпитального музея на территории бывшего госпиталя так же построены и современные здания с помещениями для коммерческого использования - антикварные магазины, выставки (временные или постоянные), конгресс-центр. Так же можно посетить больничную часовню и, помимо всего прочего, полюбоваться на работы многих известных фламандских художников.
Экспозиция в Госпитале Святого Иоанна известна в мире картинами художника Ханса Мемлинга (1430 - 1494). Существует легенда, что Мемлинг пришел в госпиталь больным, без средств и отблагодарил за лечение своими работами. Не смотря на свою чувственность она всё же не имеет под собой исторического основания.
Аристократизм, тонкая поэзия, великолепная техника и роскошь цветовой гаммы отражающая душу художника главные составляющие его живописи. Не шум большого города, каким во времена Мемлинга был Брюгге, не придворные пиры герцога Бургундского, на которых ему приходилось бывать и которые он так же наносил на полотно.
Площадь Гвидо Гезелле и улица Грутхусестрат в Брюгге.
С лева от церкви Богоматери Брюгге небольшая площадь Гвидо Гезелле (Guido Gezelle). Площадь названа в честь фламандского поэта, филолога, фольклориста и т.д. жившего в XIX веке.
Уроженец Брюгге, сын городского садовника и крестьянки, по профессии католический священник, владел пятнадцатью языками и считался одним из лучших знатоков древнегерманских текстов, писал свободным стихом и по фламандски. На площади Гвидо Гезелле установлен памятник поэту.
Далее вдоль церкви Богоматери Брюгге идет улица Груутхусестрат (Gruuthusestraat). Слово «gruuthuse» происходит от старого фламандского и означает «дом трав», потому что здесь находился дом известной семьи торговцев травяными смесями и специями для производства пива.
Семья получила право носить фамилию Груутхусе и построить новый семейный дворец, включающий так же и собственную часовню в церкви Богоматери Брюгге. Это великолепный пример гражданской архитектуры XV века, дом в четыре этажа с красивым каменным порталом и стройной высокой башней, каменными мансардами.
Дворец был восстановлен после приобретения городом в 1875 году для создания музея. Экспозиция музея посвящена образу жизни богатой фламандской семьи с пятнадцатого по девятнадцатый век.
Представлена старинная мебель, гобелены, оружие, научные и точные инструменты, кухонная утварь и музыкальные инструменты всего более двух с половиной тысяч предметов.
Улица Святого Духа (Heilige-Geeststraat) в Брюгге.
Практически прямая узкая улица Святого Духа (Heilige-Geeststraat) главный путь, соединяющий территории около церкви Богоматери Брюгге с площадью вокруг собора Святого Спасителя (Sint-Salvatorskathedraal). Название улицы восходит к Больнице Святого Духа францисканских сестер, расположенной на углу переулка Goezeputstraat с XIV по XVIII века.
Улица Святого Духа известна так же домом №4, где с 1834 гола находится Епископский дворец епархии Брюгге независимой Бельгии. Епископ расположился в старинном особняке носившем имя «Hof van Pittem», построенном вероятно в середине XVI века или ранее и затем обновляемом.
Это трехэтажное кирпичное здание с большим количеством огромных окон, обрамленных светлым камнем. Дом стоит несколько в глубине небольшого двора за невысоким забором с массивными арочными воротами.
Собор Святого Спасителя (Sint-Salvatorskathedraal) в Брюгге.
Sint-Salvatorskathedraal, что дословно можно перевести на русский как Собор Святого Спасителя, является главной церковью епархии Брюгге. Для нашего слуха более привычно было бы словосочетание Храм Христа-Спасителя, оно лучше отражает суть и точнее передает смысл.
Обратите так же внимание на косяк в Goole Map, где в русской версии Собор Святого Спасителя почему то назван Собор Святого Сальватора, что как Вы видите далеко от истины. Святой с таким именем есть в католической религии, но к Брюгге он не имеет никакого отношения.
Святой, которого назначили в покровители города Брюгге, зовется Донатиан (гол: Donatiaan, фр: Donatien de Reims). Собор Святого Спасителя так же освящен и в честь святого Донатиана.
Собор Святого Спасителя в Брюгге не сразу стал кафедральным собором города. Это произошло лишь в независимой Бельгии, в 1834 году. До того Главная городская церковь Святого Донатиана была расположена в самом сердце Брюгге, напротив ратуши. В конце XVIII епархия Брюгге была упразднена, а собор был разрушен.
Здание существовавшего собора не в достаточной мере соответствовало званию главного городского собора, проигрывая во впечатлении близлежащей церкви Богоматери. Здание пришлось переоборудовать снаружи и обновлять внутреннее убранство, в том числе используя обстановку и произведения искусства из бывшего Собора Святого Донатиана.
Немного истории Собора Святого Спасителя в Брюгге.
История Собора Святого Спасителя восходит к IX веку, когда появилась первая достоверная запись о существовании здесь небольшой романской часовни. Приходской церковью часовня стала к 1089 году.
В 1250-1350 годах это уже готическая церковь, в характерном для Фландрии стиле шельдской готики, о котором я писал в статье про церковь Богоматери Брюгге. Хоры перестраивались в стиле французской высокой готики.
После очередного пожара, произошедшего в 1358 году, церковь при восстановлении была значительно расширена. Примерно в 1480 году появляются проходы в пять «лучевых» (внешних) часовен в стиле поздней брабантской готики.
В результате ещё одного пожара 1839 года у собора рухнула крыша, огонь уничтожил большую часть витражей, значительно повредил башню, колокола и внутреннее убранство. Восстановительные работы проводились в 1841-1846 годах по руководством известного английского архитектора.
Башня собора стала значительно выше и была увенчана «башенной короной» в неороманском стиле. В 1871 году на башне появляется новый медный шпиль и собор получает новые витражи и интерьер в неоготическом стиле.
С 1976 года на протяжении четверти века велась тщательная реставрация башни наружного облика церкви. С 2000 года Собор Святого Спасителя вместе со всем историческим центром города Брюгге внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внутри Собора Святого Спасителя в Брюгге.
За солидным и основательным фасадом Собор Святого Спасителя скрыто богатое внутреннее убранство. Здесь можно полюбоваться большим количество произведений искусства. Наиболее яркие из них гобелены созданные мастерами из Брюсселя в 1731 году для собора святого Донатиана.
Есть в Собор Святого Спасителя и картины с религиозными сюжетами. Это семнадцать картин Якова ван Ооста, работы Роджера Ван дер Вейдена (Rogier Van der Weyden), Дирка Бутса (Dirk Bouts), Яна Гаремийна (Jan Garemijn), Ланселота Блонделя (Lanceloot Blondeel), Питера Поурба (Pieter Pourbus) и Хьюго ван дер Гоеса (Hugo van der Goes).
Главный алтарь Собор Святого Спасителя датируется 1636 годом, центральную его часть занимает изображение сцены Воскресения. По бокам алтаря расположены статуи покровителей города и собора - Святого Донатиана и Святого Элигия. Кафедра из дерева богато украшенная резьбой относится к 1777-1778 годам.
Помимо упомянутых произведений искусства, украшающих собственно действующий собор, здесь так же есть небольшой церковный музей, расположенный в пристройке южной стороны Собор Святого Спасителя. Бывшие помещения для монахов и паломников оформлены в неоготическом стиле, в экспозиции картины, драгоценные церковные атрибуты XI-XIX веков, детали интерьера (аутентичные межкомнатные двери со старинными петлями и засовами), камин из природного камня, паркетный и кафельный пол.
Отдельно стоит отметить Орган Собора Святого Спасителя в стиле позднего барокко, созданный в 1717 году под руководством мастера Якоба ван ден Эйнде и частично отреставрированный и частично измененный в первой трети XX-го столетия мастером Йоханнесом Клайсом.
На момент нашего посещения еще прекрасно работал орган Клайса, давались концерты, включая приглашенных иностранных музыкантов. Но исторические записи утверждают, что он все таки уступал оригинальному органу ван ден Эйнде, поэтому власти Брюгге вынашивали планы по его восстановлению и даже сохранению органов обоих мастеров.
Вокруг Собора Святого Спасителя в Брюгге.
Дома, окружающие Собор Святого Спасителя стоят настолько плотно, что на окружающее пространство остается совсем мало места. Пройдя к собору улицей Святого Духа мы практически уперлись в его стену.
Более менее открытое пространство в виде небольшой площади находится с северной стороны собора. В этот январский день здесь еще царила атмосфера праздника, дух Рождества и Нового Года.
А когда-то вокруг Собора Святого Спасителя, впрочем как и вокруг большинства церквей, было кладбище. Со времен старины глубокой и до конца XIX века здесь были похоронены многие и многие достойные жители Брюгге.
Жизнерадостные жители Брюгге оставили название Кладбище Святого Спасителя (Sint-Salvatorskerkhof) тому небольшому кусочку городского пространства, которое с трех сторон окружает собор.
Северной стороной Собор Святого Спасителя выходит на магистральную для центра Брюгге улицу Стинстрат (Steenstraat). По ней мы позже отправимся к Рыночной площади, где и завершим прогулку. У собора со стороны Стинстрат небольшая группа деревьев, среди которых несколько старых исторических лип.
У входа в Собор Святого Спасителя на невысоких постаментах расположились статуи святых Петра и Павла, созданные в 1765 году, но до 1970 года находившиеся во дворе епископского дворца на улице Святого Духа.
Окружающие плотным кольцом Собор Святого Спасителя дома, представляют собой пестрое разнообразие. Так как площадь вокруг собора туристический объект, да и принадлежность к всемирному наследию обязывает, то дома в основном под старину и тщательно реставрированы. В основном это ренессанс и барокко.
Зачинателями этих стилей были, конечно, итальянцы, но в Брюгге строили в основном местные мастера, что неизбежно вело к трансформации архитектурных форм итальянского ренессанса в нидерландский. В итоге был создан новый, очень живописный стиль, где детали готической традиционной основы дополнялись огромным количеством ренессансных архитектурных мотивов.
С незапамятных времен Брюгге несомненно был городом выстроенным из кирпича в ущерб камню и дереву. Вероятно только здесь на малом пространстве можно найти такую возможность для изучения кирпичного зодчества. Но не будем слишком увлекаться описанием архитектуры, как музыку надо слушать, так на архитектуру нужно смотреть своими глазами.
Продолжим описание нашей прогулки по Брюгге в следующей заметке.