Бельгия 2012.01.01/2 Брюгге, вокруг церкви Богоматери
Продолжаем нашу прогулку по центру бельгийского города Брюгге во время нашей новогодней поездки 2011/2012 годов в эту страну. Главная тема этой заметки величественная Церковь Богоматери Брюгге с её высокой колокольной башней, скульптурой Мадонны Микеланджело и средневековыми гробницами Карла Смелого и его дочери Марии Бургундской, последних владетелей почти независимой Бургундии.
Церковь Богоматери Брюгге - Onze Lieve Vrouw Brugge
По улицам Кателяйнестрат и Мариястрат (Mariastraat), полюбовавшись на многочисленные витрины магазинов кружев и шоколада выходим к Церкви Богоматери Брюгге (Onze Lieve Vrouw Brugge).
Церковь Богоматери одно из старейших мест в Брюгге и популярная туристическая достопримечательность. До конца старого режима (ancien régime - так здесь принято называть период до французской революции 1789 года) церковь была коллегиальной с проректором и главой каноников, а после стала деканальной церковью.
Точно не знаю в чем тут разница, но кажется статус её немного понизился. Коллегиальная церковь это римско-католическая церковь, к которой прикреплены светские (секулярные) каноники и их глава. Только несколько соборов в Нидерландах и Бельгии ныне имеют такой статус.
Деканат в современной Фландрии является административной и территориальной единицей как для Римско-католической церкви, так и в англиканской общине. Цель деканата в основном заключается в объединении мероприятий на благо пастырской помощи. Декан всегда священник епархии и назначается епископом из числа пасторов.
История строительства Церкви Богоматери Брюгге
Первая церковь на этом месте, небольшая часовня, была построена примерно 875 годом, под эгидой епископства Турне. В архивах церкви Богоматери имеется документ, относящий дату строительства этой часовни к 741 году, а авторство приписывается святому Бонифацию.
Бонифаций был реальным персонажем, одним из самых важных англосаксонских миссионеров и церковных реформаторов Франкской империи. Помимо того, что он стал мучеником и святым, Бонифаций при жизни был создателем церковных структур, в том числе и на землях современной Германии. Но все таки утверждение, что к первой часовне в Брюгге приложил руку именно Бонифаций, подвергается сильному сомнению.
К 1116 году часовня трансформируется в главную церковь независимого прихода Брюгге, её здание было перестроено и расширено. В 1230 году началось строительство нынешней церкви Богоматери Брюгге. Самая старая часть, центральный проход, была построена из так называемого «камня Турне».
Это очень распространенный в строительстве того времени черно-синий слоистый известняк, который добывается в окрестностях города Турне. Камень имеет своеобразную мелкозернистую структуру в которой попадаются частицы ископаемых фрагментов. Со временем камень становится серебристо-серым.
Стиль, в котором была построена ранняя церковь Богоматери Брюгге по-голландски носит название Шелдеготик (Scheldegotiek). Это раннеготический или романского-готический переходный архитектурный стиль строительства, распространенный в регионах Фландрии.
Стиль зародился в Турне, где добываемый камень проходил определенную предварительную обработку и распространился вместе с камнем по всей бывшей епархии Турне, включая графство Фландрия. Множество образцов этого архитектурного стиля сохранились в бассейне реки Шельда .
Стиль Шелдеготик сочетает романские черты с готикой. От романского здесь использование боковых башенок с заостренными круглыми крышами и главная башня трансепта. А готика представлена использованием остроконечных дуг и наружная окантовка окон. Часто окна состоят из трех узких окон под одной аркой.
На главном и западном фасадах церкви Богоматери Брюгге находятся характерные для Шелдеготик две типичные лестничные башни из камня Турне. Участок хора и апсида построенные между 1270 и 1280 годами уже в классическом французском готическом стиле из кирпича. В 1370 году был оформлен современный вид северного фасада, а в 1450 году - южного. Около 1465 года был построен Paradise Portal уже в стиле брабантской готики.
Башня-колокольня церкви Богоматери Брюгге, ныне имеющая высоту 115 метров, самое высокое здание в городе и одно из самых высоких в Бельгии. Первая башня рухнула в 1163 году и была перестроена заново между 1270 и 1340 годами.
Шпиль на башне появился в XV веке и немного перестроен в XIX веке. Башня-колокольня церкви Богоматери Брюгге полностью сложена из кирпича, что типично для прибрежной готики.
Гробницы в Церкви Богоматери Брюгге.
Внутри церкви Богоматери Брюгге так же есть на что посмотреть. В церкви похоронены последние владетели почти независимой Бургундии - Карл Смелый и Мария Бургундская. Гробница Марии появилась в храме раньше гробницы её отца и по уму, надо начать описание с неё. Тем не менее, для понимания исторической подоплёки, начнем с Карла.
Карл Смелый (1433 - 1477) последний герцог Бургундии из династии Валуа. Владелец огромных территорий, простирающихся по западу нынешней Франции от Женевы до Амстердама. Ему почти удалось повысить свой статус до королевского, но помешала смерть на поле боя, которая стала поворотным моментом в европейской истории.
В итоге владения Карла Смелого были поделены между Францией и империей Габсбургов, при этом ни одна из сторон не была удовлетворена результатами дележа, что привело к продолжительным войнам.
Останки Карла Смелого были перевезены из Франции в Брюгге Карлом V, его правнуком и внуком Марии Бургундской. Это произошло значительно позже чем появилась гробница Марии, созданная по инициативе её мужа, вскоре после смерти. Поэтому стилистически место упокоения Карла очень сильно повторяет гробницу Марии.
Бронзовый Карл, так же лежит с молитвенно поднятыми руками. Но конечно же, есть несколько различий, которые указывают на то, что это место успокоения мужчины.
В ногах Карла Смелого фигура льва, как символа силы, на стенах гробницы много гербов на щитах, но так же и образы в виде крылатых женщин в античном стиле. Это лишний раз подтверждает тот факт, что гробница Карла появилась позже и ближе к ренессансу чем к средневековью.
После гибели герцога Карла Смелого, наследницей его земель стала дочь Мария, что превратило её в одну из самых желанных невест Европы. К сожалению, женщина в те времена не могла соперничать с мужчинами в управлении государством.
Воспользовавшись этим французы захватили прилегающую непосредственно к Франции частью Бургундии. Для придания легитимности захвату король Франции Людовик XI предложил двадцатилетней Марии стать супругой его семилетнего сына Карла.
Но значительная часть подданных герцогини была против французов и Мария предпочла брак с сыном императора Священной Римской империи Фридриха III, эрцгерцогом Максимилианом Габсбургом, так же будущим императором.
Таким образом оставшаяся часть земель Бургундии, а это Франш-Конте и Нидерланды, попали в зависимость от Австрийской империи Габсбургов. Мария умерла в 1482 году в возрасте всего 25 лет не пережив падения с лошади во время соколиной охоты.
Мощи Марии Бургундской в соответствии со средневековой практикой, помещены в бронзовый саркофаг в виде человеческой фигуры со сложенными для молитвы руками, в созерцании вечной жизни.
Все бронзовые декорации украшены позолотой и в некоторых местах маленькими цветными эмалями с изображениями гербов. На лице Марии Бургундской посмертная маска, на голове корона украшенная драгоценными камнями.
На гробнице так же нанесена надпись посвящённая благородству покойницы и упомянуты титулы и родовой герб Марии с ангелами по бокам и императорской короной сверху. На торцах гробницы небольшие скульптуры четырёх евангелистов, в ногах Марии - собака, как символ верности.
Мадонна Микеланджело в Церкви Богоматери Брюгге.
Всемирно известная работа Микеланджело, «Мадонна с младенцем», созданная для алтаря собора в Сиене, является одним из самых важных произведений искусства, сохранившихся в церкви Богоматери Брюгге. Она установлена в нефе большого алтарь в белом и черном мраморе.
Это действительно шедевр, стоит лишь посмотреть на то как тщательно воссозданы детали, соблюдены пропорции, а как схвачены выражения лиц. Мария и Иисус запечатлены в тот момент, когда ребенок еще совсем мал, но мать уже знает о его судьбе. Под правой рукой Мадонны книга Знаний, поэтому она знает всё, но собирается сделать все так, как должно.
Это одна из редких работ Микеланджело, которая находится за пределами Италии. Скульптура была куплена в Италии торговцем из Брюгге Яном ван Москероном (Giovanni di Moscerone) и подарена церкви Богоматери в самом начале XVI века. Даритель и члены его семьи так же удостоились права быть захороненными в церкви, недалеко от статуи Мадонны.
Статуя Мадонны дважды покидала церковь Богоматери, первый раз её увезли в 1794 году французы, а в 1944 году немецкие оккупанты похитили её во второй раз. Но оба раза статуя девы Марии возвращалась в Брюгге.
Кроме гробниц сиятельных персон, расположенных на самом видном месте в церкви Богоматери Брюгге здесь множество других захоронений. Перед этими двумя могилами в полу церкви сделано окно, через которое можно взглянуть на другие гробницы XIII века, расположенные на нижних уровнях.
Алтарь в Церкви Богоматери Брюгге.
Главный алтарь церкви Богоматери Брюгге, украшен великолепной живописью известного в XVI веке художника из Брюсселя. Это триптих Страсти, классический для алтарей средневековья и ренессанса.
Средняя часть триптиха представляет Христа на кресте, рядом два других креста с теми, кто был казнен одновременно с ним. У основания креста Мария Магдалина, Богоматерь в белом и мужчина в красном - святой Иоанн Богослов.
В верхней части Бог-Отец в виде старца и Святой Дух в виде голубя. Ставни алтаря разделены на две сцены каждая. Слева вверху Христос и тернии, ниже Христос несущий свой крест на пути на Голгофу. Справа вверху так же Христос на кресте, внизу Воскресение.
За гробницами Карла и его дочери по обе стороны хора несколько деревянных конструкций. Это места для канонов они относятся к XVIII веку. Потомкам Марии и Максимилиана так же перешёл и орден Золотого руна, основанный бургундским герцогом Филиппом Добрым, дедом Марии, в 1429 году. В церкви Богоматери Брюгге висят тридцать гербов рыцарей Золотого руна.
Если повернуться спиной к средневековым гробницам то на противоположной стороне церкви можно увидеть большую деревянную конструкцию, расположенную на стене. Это частная часовня семьи Груутхусе (Gruuthuse), которая напрямую соединена с семейным дворцом, примыкающим к стене церкви Богоматери Брюгге. Часовня позволяла посещать церковные службы, не выходя из дома.
На стене часовни герб семьи, содержащий образы двух пушек, как дань тому, что один из членов семьи, Луи Груутхусе, был новатором в артиллерии бургундской армии и девиз семьи на французском языке.
Внешняя часовня Церкви Богоматери Брюгге.
Справа от церкви Богоматери Брюгге находится, так называемая «chapelle rayonnante». Это словосочетание можно перевести и как «лучевая часовня», то есть одна из часовен, построенная на внешней стороне церкви на оси (луче) проведенной из центра церкви, но так же и как «сияющая часовня».
Внешние часовни очень характерны для больших средневековых церквей начиная с XII века. В таких часовнях упокоились после смерти те, кто был недостаточно знатен для погребения у алтаря, но достаточно обеспечен, чтобы построить отдельную собственную часовню.
Эта часовня содержит три средневековых гробницы, интерьер которых украшен хорошо сохранившимися фресками. Над одной из гробниц ангелы - защитники покойного, сопровождающие на пути в рай.
Рядом Мадонна сидящая на троне, с младенцем Иисусом, держащим то ли глобус то ли яблоко. Над другой гробницей сцена распятия Христа с Марией слева, и Святым Иоанном справа.
На этом сделаем перерыв, чтобы о дальнейших прогулках по Брюгге рассказать в других материалах сайта.