2023.04.30-6: Баутцен – замок Ортенбург
В этой статье продолжаю описание прогулки по Баутцену. Прогуляемся по Старому городу Баутцена от улицы Херингштрассе ко входу в Замок Ортенбург со стороны улицы Шлоссштрассе через ворота в Башне Корвина. Внутри полюбуемся на здание, служившее резиденцией курфюрстов и некоторые другие вспомогательные.
Продолжаю рассказ о нашем очередном путешествии на машине в Германию в апреле-мае 2023 года. Идет третий день, мы в Баутцене. От церкви Святого Михаила у которой мы закончили часть прогулки, описанной в статье «2023.04.30-5: Баутцен – бастионы Старого города с запада» входим на территорию Старого города, на улицу Херингштрассе (Heringstraße), которая идет вдоль стен городских укреплений.
На пути к Замку Баутцена
На улице Херингштрассе расположено местное известное, а может и знаменитое питейное заведение - «Mönchshof Bautzen». Название этого пивного ресторана я даже не буду пытаться написать или произнести по-русски. Сейчас мы его пропустим, с тем чтобы поужинать и выпить пива здесь на обратном пути.
Пересекаем Херингштрассе, нам нужно попасть к Замку Баутцен, а попутно сделаем пару фотографий расположенной неподалеку городской водонапорной башни в окружении старинных руин.
Это руины монастырской церкви, история которой началась около 1240 года, когда на замковой горе начались работы по строительству францисканского монастырского комплекса. В 1598 году монастырь и церковь полностью сгорели и больше не восстанавливались.
До нашего времени сохранились руины ранней готической церкви со стрельчатыми арочными окнами и порталом. Они были отреставрированы (руины, а не церковь) и сданы в эксплуатацию в 2017 году.
Немного попетляв между хаотично разбросанными домами выходим на Шлоссштрассе (Schloßstraße) – симпатичную отреставрированную улицу Старого города Баутцен.
Выглядит она как очень значимая для этого района города. Многие дома с домовыми знаками, все фасады как правило в стиле барокко или ренессанс, просто сияют, под ногами булыжная мостовая.
Башня Матьяша в замке Баутцена
Башня Матьяша (Matthiasturm), к которой нас приводит улица Шлоссштрассе, одна из надвратных башен укреплений Замка Баутцен и его главный вход.
Высокая квадратная в плане башня была построена во время масштабных строительных работ в замке между 1483 и 1486 годами как единственный значимый вход в замок. Украшение верха башни, которое сейчас окрашено в красный цвет, было добавлено позже.
Вероятно, название башня получила от того, что на ее стороне, обращенной к городу расположено рельефное изображение венгерского короля Матьяша Корвина (1443–1490).
Первоначально замок был отделен от города рвом, прямоугольные углубления в нижней кладке башни дают представление о расположении и размерах разводного моста к Шлоссштрассе. Ров вокруг замка был засыпан в конце XVIII века, тогда же были построены другие ворота в сторону улицы Бургплац.
Хроники сообщают что в старину в Замке Баутцена находилась очень почитаемая часовня Мадонны, но не уточняется где именно, а большой пожар в замке в 1400 году уничтожил и её.
Но после строительства Башни Матьяша капелла была возрождена на её втором уровне, там, где два больших остроконечных арочных окна. Правда и эта часовня сгорела в 1639 году во время Тридцатилетней войны.
После постройки рядом с замком францисканского монастыря значение замковой часовни для знати уменьшилось, и она больше не восстанавливалась, оставшееся оснащение было передано собору Святого Петра.
Рельефная композиция над главными воротами в замок изображающая короля Матьяша Корвина выполнена из песчаника и имеет высоту девять метров и ширину четыре метра. Её дизайн и геральдическая символика частично основаны на большой королевской печати величия 1464 года.
Король сидит на троне под балдахином, поставив ноги на лежащего льва. Два парящих ангела держат корону над его головой. По мнению историков, изображение весьма похоже на оригинал.
Обрамление сидящего короля - античные колонны и растительный орнамент. В верхней части композиции и среди каменной листвы расположено одиннадцать геральдических символов и гербов территорий, находящихся в то время под властью Корвина.
Среди них старинные венгерские полосы, голова далматинского льва, чешский лев и моравский орел, корона Галиции, ворон как герб семьи Хуньяди, люксембургский лев, огнедышащая пантера Штирии, герб Австрии, силезский орел и нижнелужицкий бык.
В верхней части композиции слова «MATHIAS REX», а «ANNO MCCCCLXXXVI SALV» — в нижней. Последнее это дата - 1486 год.
Оригиналы документов о мотивах создания композиции и конкретных исполнителях не сохранились, а сам герой никогда не видел того что получилось.
У входа в Башню Матьяша также находится княжеский герб Сигизмунда Ягайло, правителя Верхней Лужицы с 1504 по 1506 год, позже короля Польши. Он был найден на территории замка в 1925 году и установлен у ворот.
Внутри стен Замка Ортенбург. Богемия.
Проходим воротами Башни Матьяша и оказываемся на территории замка Баутцена, он носит название Ортенбург (Ortenburg).
Название Замка Ортенбург расположенный на скалистом отроге над восточным берегом Шпрее на высоте порядка двадцати метров, впервые документально упоминается в 1405 году. Название, предположительно происходит от средневекового слова «орт», обозначающее продвинутое местоположение на местности.
Замок Ортенбург и его предшественники имели стратегическое значение благодаря возможности контролировать близлежащие переправы через реки, на пути между южными лесистыми горными хребтами и северными, часто заболоченными пустошами.
После многолетних споров о принадлежности Верхней Лужицы здесь в 1018 году был заключен Баутценский мир между Священной Римской империей и Польшей.
В 1158 году Верхняя Лужица отошла к Богемии и её административным центром стал «Castrum Budissin» (Замок Баутцен или Будишин), предшественник Ортенбурга. С XII по XVII век Ортенбург был резиденцией наместников Верхней Лужицы, которые управляли маркграфством Верхней Лужицы.
Ортенбург часто посещали действующие короли и императоры, здесь бывали Карл V, Вацлав IV, Фердинанд I, Максимилиан II и Рудольф II. И не только с официальными визитами, но и потому что не всегда чувствовали себя в безопасности в Праге.
Осада Баутцена гуситами в 1429 и 1431 годах и многочисленные пожары нанесли столь серьезный ущерб первоначальному замковому комплексу, что он перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к административному центру.
В итоге венгерский король Матьяш Корвин, который также был и владетелем земель чешской короны, включая сегодняшнюю Верхнюю Лужицу, в 1479 году приказал снести большую часть ветхих старых зданий.
И между 1483 и 1486 годами с нуля было построено главное здание из трех крыльев с надвратной башней, названной впоследствии Башня Матьяша. Этот вариант замка был частично разрушен пожаром в 1620 году, поэтому нынешний датируется после 1635 года.
Внутри стен Замка Ортенбург. Саксония.
В 1635 году Верхняя Лужица переходит к Саксонии, с конца XVII по XIX века в замке Ортенбурга располагалась резиденция Саксонского курфюршества, а о ранней архитектуре замка ничего достоверного не известно.
В 1649 году на территории Замка Ортенбург был построен «Дом судьи (Hofrichterhaus)», он расположен неподалеку от ворот башни Матьяша, по правую руку на скале над долиной Шпрее. Дом судьи также использовался как камера содержания под стражей.
Судьями были лужицкие дворяне, назначавшиеся государем или губернатором. Они вершили судьбы лиц знатного и статусного происхождения. Высокая репутация судьи и важность его задач, требовала и статусного проживания.
Планы по реконструкции простого главного здания для превращения в региональную резиденцию дошли до нас только со времен саксонского периода. Главный представительский, так называемый «лепной зал» был создан около 1662 года.
Идея его устройства, вероятно, возникла весной 1657 года, когда в Ортенбург с многочисленной свитой прибыл саксонский курфюрст Иоганн Георг II (1613–1680, курфюрст с 1656 года) вступающий в должность. Сегодня его потолок считается уникальным в «саксонском культурном ландшафте».
В создании оформления лепного зала, вероятно, принимали участие итальянские мастера Джованни Комета и Джулио Ванетти, ранее работавшие в личной резиденции курфюрста.
Центральное место в оформлении занимают девять исторических сюжетов, иллюстрирующих претензии саксонского Дома Веттинов на Верхнюю Лужицу, начиная со времен Карла Великого. Это придает залу особый характер «исторического произведения и места памяти».
Помимо собственно оформления потолка в зале над двумя его входами размещены лепные гербы Иоганна Георга II и его жены Магдалины Сибиллы Бранденбург-Байройтской
Большие эффектные фронтоны в стиле эпохи Возрождения были созданы в 1698 году. Кроме того, в этот период главное здание со стороны города было укреплено мощными стенами.
Перед стенами Замка Ортенбург до конца XVIII века находился ров, на месте которого сегодня проходит улица Шлоссграбен. Тогда же в стене замка были созданы новые ворота, на южной стене построены зернохранилище, складское здание и Соляной дом, служивший складом соли.
В период с 1832 по 1932 год в Замке Ортенбург располагался высший государственный орган Саксонской Верхней Лужицы.
В 1835 году в Соляном доме располагались Окружная дирекция, Королевская окружная канцелярия и Королевский саксонский апелляционный суд в Баутцене, высший судебный орган Верхней Лужицы.
В 1869 году здание было перестроено, а в 1879 году апелляционный суд был переименован в областной суд. С тех пор здание также называют зданием суда присяжных.
В апреле-мае 1945 года местный командующий немецким вермахтом приказал занять замок, чтобы противостоять наступающей Красной Армии, что конечно привело к его значительным повреждениям.
Учитывая его историческое значение, реконструкция главного здания Замка Ортенбург, заброшенного после 1945 года, началась в 1990-х годах и завершилась в 2002 году торжественной передачей Высшему административному суду Саксонии.
Из построек, которые сохранили элементы средневековья сохранились только замковая водонапорная башня, башня Матьяша и внешняя стена.
В 2003 году на месте разрушенного зернохранилища было завершено строительство нового Бургтеатра (кукольного театра Немецко -сербского народного театра).
Соляной дом используется Сербским музеем с 1971 года. Бывший зал заседаний суда присяжных украшен настенными росписями в стиле классицизма.
Известно, что основное здание Замка Ортенбург никогда не служило для целей проживания. Поэтому посещая его, мы не можем рассчитывать, что полюбуемся на историю жизни его обитателей.
Доступ публики в Лепной зал сегодня ограничен заседаниями располагающегося в здании суда, но есть интерактивная панорама, позволяющая просматривать его онлайн. Ссылки на панорамы, не только лепного зала, можно найти в википедии.
В центре двора замка находится колодец глубиной около шестнадцати метров, высеченный в скале. Этот бассейн наполнялся исключительно собранной водой, поэтому для нормального водоснабжения была необходима замковая водонапорная башня. Впрочем, об этом я написал в предыдущей статье.
На пути из замка
Покидаем Замок Ортенбург через ворота в Южной башне, обращенные к улице Бургплац. Здесь дома по скромнее, только в самом конце улицы находится небольшая площадь, на которой выделяется «Герсдорфский дворец (Gersdorff Palace)».
Ничего особенно необычного, просто симпатичный частный домик на симпатичной немецкой площади. Во дворце отреставрированы помещения, которые можно снять для проведения праздничных мероприятий и проживания.
Помимо трех сдаваемых в аренду квартир и гостевого апартамента, на первом этаже есть также просторные залы для проведения мероприятий и наслаждения кулинарными изысками.
Дворец, который упоминается в каждом путеводителе по городу, был построен в архитектурном стиле барокко в 1680 году, сегодня внесен в список памятников архитектуры.
Первый его владелец был благородным учёным, путешественником, авантюристом, любителем искусства. Его жизни посвящена музейная экспозиция в одном из помещений дворца.
Далее выходим на Фляйшмаркт к Собору Святого Петра.