2018.08.12-3: Старый Гданьск - двор Артуса и Ратуша Главного города
И снова Старый город Гданьска. В этой статье напишу о достопримечательностях описание которых не попали в статью об улицах Длуга и Длуги Тарг, хоть там и находятся. Это великолепное архитектурно здание Двора Артуса, место вечерних встреч знати Средневекового Гданьска и Ратуша Главного города с музеем Истории Гданьска и башней со смотровой площадкой.
Двор Артуса в Гданьске.
Прекрасное здание на площади Длуги Тарг, уже попадавшее в кадр наших фотоаппаратов при съемке фонтана Нептуна - это Двор Артуса (Dwór Artusa). Фактически нынешний комплекс Двора Артуса включает в себя большой зал на первом этаже двух объединённых домов, называемых Домом Старых скамей, собственно Двор Артуса и Новый дом.
По нашему Двор Артуса означает дом Артура, а точнее короля Артура, того самого с Туманного Альбиона с рыцарями и круглым столом. Король Артур - символ рыцарства и мужества и легенда о нём была весьма популярна в средние века. Сначала в Англии, а затем и на территории германских земель его именем стали называть себя сообщества рыцарей и знати.
Более всего информации о здании Двора Артуса относится к периоду расцвета общества в XVI - XVII веках, но его история восходит к более раннему периоду. Первое упоминание здания как «curia regis Artus» относится к 1348-1350 годам в одной из муниципальных записей касающихся аренды земли.
Финансировало строительство Двора Артуса братство Святого Иржи, в рядах которого состояли так называемые юнкеры (молодые рыцари) из богатых немецких семей. Устав братства предполагал элитарность, требовал от своих членов благородного происхождения и предъявлял те же требования и к гостям Двора Артуса.
Нынешнее здание Двора Артуса было построено к 1552 году, а в 1617 году у него был реставрирован фасад. Здание было украшено великолепными статуями из римского пантеона - покровителя торговли бога Меркурия, богини удачи Фортуны, а так же древних героев, аллегорий власти и справедливости. По обе стороны входного портала размещены медальоны с изображениями польских королей.
История Двора Артуса
К моменту появления общества короля Артура в Гданьске, понятие рыцарство постепенно сходило на нет и его основными членами стали представители богатой буржуазии. Помимо братства Святого Иржи, Двор Артуса был местом сбора и других гданьских сообществ или братств, называемых так же Ława (Скамья) - «Скамья святого Рейнольда», «Мальборская скамья», «Скамья Три короля».
Братства собирали элиту Гданьска, представителей знатных семейств и богатых буржуа. Присутствие ремесленников и тех кто занимался работой по найму было исключено. Члены братств и приглашенные иностранные гости собрались в помещениях Двора Артуса по вечерам, внеся заранее некоторую плату (в XVII веке в размере трех шиллингов).
Первоначально на собраниях братств были запрещены деловые разговоры, а вечерние посиделки предназначались для неспешного ужина, сопровождаемого выступлениями музыкантов, певцов, акробатов и фокусников, давались балы-маскарады.
Но в торговом городе, которым все время был Гданьск, информация всегда играла решающую роль. И Двор Артуса стал прекрасным местом для обмена информацией. Рыцарское братство Святого Иржи постепенно теряло влияние во Двре Артуса, а власти Гданьска и торговые гильдии напротив укрепляли позиции. Таким образом, Двор Артуса принял на себя роль официального купеческого дома, клуба, как сказали бы сейчас, а впоследствии и места для суда.
Несмотря на официальный запрет, гости часто проводили время за азартными играми в кости и карты. К XVII веку празднования во Дворе Артуса стали затягиваться и длиться по несколько дней и ночей соответственно, вызывая все больше и больше жалоб на уровень нравственности членов братств.
Из положительных моментов - из стен Двора Артуса в XVII веке пошло распространение печатных книг, созданных в Гданьске и работ местных художников, так им и торговцам книгами не запрещалось входить сюда.
К XVIII веку братства в прежнем виде перестают существовать и в 1742 году, по инициативе торговых компаний, городской совет Гданьска размещает в здании Двора Артуса фондовую биржу.
В 1945 году Двор Артуса был разрушен, на восстановление здания и большей части интерьеров понадобилось более двадцати лет. Обстановка была частично воссоздана, а частично пополнена за счет возврата предметов, вывезенных перед разрушением здания и города.
Внутри Двора Артуса.
В настоящее время Двор Артусса открыт для посетителей - в здании находится экспозиция филиала Исторического музея города Гданьск.
Интерьеры Двора Артуса представлены в большом зале, оформленном в готическом стиле. Стены зала покрыты облицовкой и фризами на мифологические и исторические сюжеты. Впечатление дополняет богатая мебель и многочисленные художественные полотна.
Большинство из них работы местных художников, начиная со второй половины XV века, а так же несколько работ Ганса Вредимана де Вриса (Hans Vredeman de Vries) художника из Антверптена, работавшего в Гданьске в 1592-1595 годах.
Так же зал Двора Артуса украшает картина «Страшный Суд» Антона Мёллера (Anton Möller), вызвавшая в свое время много споров. Автор использовал на полотне реальные изображения Гданьска и реальных персонажей своего времени для образов на картине.
Кроме художественных полотен стены комнаты украшены гербами, зеркалами, гобеленами ручной работы, так же можно полюбоваться на коллекцию моделей старинных кораблей, рыцарские доспехи и экзотических птиц в красивых клетках. Отдельного упоминания стоит изразцовая печь высотой более десяти метров, созданная в 1545-1546 годах. Её украшают плитки с портретными изображениями самых выдающихся европейских правителей, а так же гербов, планет и мифических персонажей.
Из истории Ратуши Главного города Гданьска
Ратуша Старого города Гданьска (Ratusz Głównego Miasta) находится в месте перехода улицы Длуга в площадь Длуги Тарг. Её высокая шпилевидная башня видна из любой точки Старого города.
Первая ратуша в Гданьске появилась в Гданьске после получения городом привилегии короля Владислава I (Władysław I Łokietek) в 1298 году. В качестве Ратуши стали использовать одно из существующих зданий Старого города. Однако это было слишком маленькое здание и некоторые муниципальные службы находились за его пределами. Первая Ратуша просуществовало до 1336 года.
В XIV веке произошли существенные перестройки в пределах Главного города Гданьска, кроме того в 1346 году была существенно изменена система городского управления (законы Хелмно - Prawo chełmińskie), включающая, среди прочего, разделение функций. Городской совет, осуществляющий непосредственное управление городом и судебные органы должны были занимать независимые помещения.
Первое здание Новой Ратуши Главного города было построено в 1378-1382 годах, появляется большой зал Городского совета (теперь Белый зал) и зал Суда (теперь Красный зал). От этих времен до сегодняшнего дня сохранилась передняя часть здания со стороны улицы Длуга. Ратуша этого времени, по идеологическим соображениям не могла быть слишком роскошной.
Расширение здания Ратуши произошло в 1454-1457 годах при короле Казимеже Ягелончике, после освобождения Гданьска от власти Тевтонского ордена. В 1486-1488 годах была построена башня Ратуши.
При короле Сигизмунде I Старом (Zygmunta I Starego) к 1526 году общее развитие города, расширение городского самоуправления приходом третьего сословия из числа купеческих и ремесленных гильдий, привела к необходимости дальнейшего расширения Ратуши.
В октябре 1556 года в Ратуше вспыхнул большой пожар, причиной которого стал огонь из камина. Устранение последствий пожара продолжалось шесть лет и привело к реконструкцию Ратуши в стиле Ренессанс.
Гданьск сильно потерял в статусе после вхождения в состав Пруссии, город стал беднее, масштабы обязанностей муниципалитета также уменьшились. В 1823-1824 годах Ратуша Гданьска была отремонтирована, при этом были потеряны старинные фрески, они были заменены новыми. В 1846 году у Ратуши появляется четвертый этаж. Между двумя Мировыми войнами в Ратуше было установлено центральное отопление и реконструирован дымоход.
В марте 1945 года пожар полностью уничтожил шпиль башни и деревянные перекрытия, а так же сильно повредил стены. Согласно предварительной оценки остаток здания Ратуши не был пригоден для восстановления и подлежал сносу, но этого, к счастью, не произошло.
Реконструкция Ратуши, начатая в 1946 году, была трудной задачей - она считается одним из выдающихся достижений польского послевоенного природоохранного искусства.
Внутри Ратуши Главного города Гданьска.
Становясь все более богатой буржуа Гданьска стремились подчеркнуть положение города, великолепием интерьеров Ратуши. В их создании приняли участие такие мастера, как Исаак ван ден Блок (Izaak van den Block), Ганс Вредеман де Врис (Hans Vredeman de Vries), Виллем ван дер Меер (Willem van der Meer), Антон Мёллер (Anton Möller) и Шимон Херле (Szymon Herle).
Готические окна Ратуши были заменены ренессансными, а интерьеры были изменены по примеру Венеции. Например орнаменты Красной комнаты напоминают декоры Дворца Дожей.
Каменный зал (Komora palowa) является самой старой частью ратуши. Известно, что здесь было казначейство и место сбора муниципальных налогов. Интерьеры зала не сохранились, лишь в 2016 году была найдена одна фреска первой половины XV века с изображением распятого Христа, позволяющая предположить что здесь была часовня. Анализ деревянных балок показал, что древесина может быть датирована 1378/1379 годами.
Белый зал (Sala biała) был представительским помещением в Ратуше. Здесь располагался суд, находился королевский представитель и давались королевские аудиенции, а так же проводились городские церемонии, такие как предоставление гражданства. Именно в Белом зале были подписаны большинство международных соглашений и контрактов Гданьска.
Белый зал украшают портреты польских королей, в центре большой мраморный камин. До Прусского периода Гданьска в Белом зале размещалась картина Кшиштофа Богушевского, изображающая сцены из битвы при Грюнвальде. Картина была изъята прусскими властями и пропала, вероятно была уничтожена. Во время послевоенной реконструкции из интерьера Белого зала были удалены элементы реконструкции 1841 года, изображающие историю Пруссии.
Красный зал (Sala czerwona) был не менее представительным, чем Белый зал. И роль Красного зала пожалуй была более важной для внутренней жизни Средневекового Гданьска. Здесь проходили заседания Городского совета. В 1942 - 1943 годах интерьер был частично утрачен, частично сильно поврежден. К 1970 году Польше удалось добиться возвращения картин и мебели Красного зала.
Стены Красного зала украшают картины на тему «Гражданские добродетели» голландского художника Ганс Вредемана де Вриса. В рамках этого цикла были написаны картины Правосудие, Мудрость, Благочестие, Согласие, Свобода, Стабильность и Страшный Суд. Эти прекрасные образцы стиля голландский маньеризм и под большим влиянием античной культуры.
Потолочную роспись Красного зала выполнил ученик де Вриса - Исаак ван ден Блок. Персонажи его картин более динамичны, цвета их нарядов более яркие. Потолок Красного Зала разделен на 25 сцен с центральной «Апофеоз Гданьска».
Башня Ратуши Главного города Гданьска.
Башня Ратуши была построена в 1486-1488 годах, в сентябре 1561 года на шпиле башни Ратуши была установлена позолоченная статуя короля Сигизмунда II Августа (Zygmunta II Augusta). Высота башни 82 метра. Это один из лучших точек обзора в Гданьске, как для всего старого города, так и для окружающих районов.
По некоторым данным на смотровую площадку башни Ратуши ведут 400 ступенек. Опытным путем это подтвердить не удалось. Дело в том, что подъем на площадку осуществляется в несколько приемов. Сначала несколько пролетов лестницы внутри Ратуши, ведут на третий или четвертый уровень Исторического музея города Гданьска. Сколько здесь ступенек сосчитать не удалось, все время отвлекаешься.
Здесь находится отдельная касса для оплаты подъема на башню. И отсюда уже начинается подъем на башню и около двухсот ступенек. Подниматься непросто, лестница не слишком широка и подъем довольно крут. Зато наверху красота.
Кроме смотровой площадки и фигуры короля на башне Ратуши установлены часы и колокола. Первый карильон на четырнадцать колоколов был установлен на башне Ратуши в 1561 году. Этот исторический карильон погиб в 1945 году, сохранилось лишь три колокола, которые висят у входа в башню Ратуши.
В 2000 году на башне Ратуши был установлен новый 37-колоколовый карильон, выполненный в Голландии. Инструмент звучит в среднем диапазоне в стиле звука исторических колоколов. Колокольные концерты проводятся каждую субботу в 12.05, кроме того карильон каждый час с 08.00 до 20.00 звучит отбивая время.