Венеция - Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти
Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Наряду с Джованни Беллини, Тицианом и Паоло Веронезе был ярчайшим представителем венецианской школы живописи.
Тинторетто родился в Венеции в 1518 году и был старшим сыном в семье. Имя под которым он стал известен произошло, вероятнее всего, от рода занятий его отца. Tintore по итальянски значит красильщик, а tintoretto - уменьшительно-ласкательная вариация этого слова, "маленький красильщик" или "сынишка красильщика".
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. В пятнадцать лет отец показал будущего художника Тициану, но что-то там у них не сложилось. Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Сам же Тинторетто всегда благоговейно относился как к работам Тициана, так и к самому мастеру.
Почти всю свою жизнь мастер жил в Венеции, в доме на Фондаменто деи Мори, в отдаленном тихом квартале Канареджио в окружении семьи. Исключением стали лишь пара лет проведенных в Риме и Мантуе на заре карьеры.
Небольшое вступление
Специалисты делят творческую карьеру художника на три этапа - ранний период, зрелость и заключительный. За это время Тинторетто написал великое множество картин, даже перечисление их полного списка слишком перегрузит любую статью.
Я не искусствовед способный проанализировать манеру письма или что-то еще и не собираюсь писать биографию художника. Я простой обыватель, заинтересовавшийся творчеством художника и статью пишу больше для себя.
Главный акцент я сделаю на местах, где в Венеции есть возможность прикоснуться к великому искусству Тинторетто, что обязательно сделаю в следующий раз. Я не буду описывать эти места - это требует отдельной статьи для каждого, но укажу адреса и ссылки на сайты.
Остальные картины просто упомяну с уточнением места нахождения, так как в поездках по другим городам Европы мы, бывает, заглядываем и в художественные галереи и музеи.
Тинторетто и Скуола Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco), Венеция
Самое представительное и самое мощное "собрание" работ Тинторетто в Венеции находится в Скуоле Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Адрес простой - Район Сан Поло (San Polo, 3052), неподалеку от собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Начиная с 1559 года и до самой своей смерти в 1594 году Тинторетто написал множество картин и произвел роспись стен и потолочных плафонов самого здания Скуолы ди Сан Рокко. Причем работал практически даром, на условиях компенсации затрат на холст и краски и ничтожной платы в 100 дукатов в год.
К 1565 году Тинторетто закончил живописный декор потолка (21 картина) и стен (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющий равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу. Работа может быть сравнима только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело проявилось в колоссальном полотне "Распятие". Полотно размером 5.36х12.24 метра полностью заполняет одну из стен зала. Казнь в самом разгаре крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен. А ближе к зрителю у нижнего края картины группа близких Христа, среди них теряющая сознание Мария.
В той же манере, что и "Распятие" были написаны два панно на противоположной стене этого зала — "Христос перед Пилатом" и "Несение креста". В 1567 году было закончено полотно "Святой Рох в тюрьме" для церкви Святого Роха, в в 1571 картины "Воскрешение Лазаря" и "Вознесение" для других помещений Скуолы.
В 1575 году Тинторетто приступает к масштабной работе — живописному декору стен (13 картин) и потолка (21 картина) огромного Верхнего зала Скуолы ди Сан Рокко.
Украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа. Но описывать эту роспись бессмысленно - надо смотреть.
В 1576 году был закончена потолочная роспись "Медный Змей", на следующий год полотно "Моисей высекает воду из скалы".
В 1579 - работы "Крещение Христа", более масштабное полотно, чем то что в музее Прадо в Мадриде, "Умножение Хлебов", "Христос в купели Силоамской", "Сатана предлагает Иисусу превратить камни в хлеб", "Гефсиманская молитва", "Воскресение Христа" и еще одна "Тайная Вечеря".
На 1581 год приходится завершение нескольких картин. "Поклонение Пастухов", где удивительно точно передан трепет пастухов приносящих свои скромные дары Марии и младенцу.
"Благовещение", на которой Архангел Гавриил буквально врывается в комнату испуганной Марии. "Бегство в Египет" - в отличии от других своих работ, здесь Тинторетто уделил много внимания пейзажу.
1582 год - "Избиение младенцев", выбор сюжета которой был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам "черной смерти" от которой молились Святому Роху. А в 1588 была написана картина "Встреча Марии и Елисаветы" и закончена стенная роспись "Явление Святого Роха".
Тинторетто и Галерея Академии, Венеция
В музее Галерея Академии Венеции (Campo della Carità Dorsoduro n. 1050) в районе Дорсудоро так же представлено значительное количество работ Тинторетто.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его.
Святой Марк - покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток. Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда.
Так же здесь находятся "Успение Богородицы" (1550), "Искушение Адама" (1552), "Сретение" (1554) - классические библейские и евангельские сюжеты. "Сотворение животных" (1552) — момент создания богом мира животных.
На небесном своде фигура Создателя, окутанная золотым свечением. Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, а на земле уже появились животные, а в воде рыбы.
"Святой Марк, спасающий сарацина" (1566) - композиция построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
А так же картины "Перемещение тела Святого Марка", "Св.Марк освобождает раба", "Сон Св.Марка", "Богоматерь с младенцем", "Пир в доме Левия", "Аллегориия битвы при Лепанто", "Обручение Екатерины", множество портретов.
Тинторетто и Палаццо Дукале, Венеция
Для украшения Дворца Дожей (Palazzo Ducale), адрес которого вряд ли нужно указывать, Тинторетто написал несколько работ.
Самое известная его картина носит название "Рай" (1588) и это пожалуй самое большое полотно (7х22 метра), по крайней мере на момент его написания.
Картина была написана совместно с учениками. На переднем плане грандиозного полотна люди, а дальше и выше ангелы в солнечном сиянии.
Для подчеркивания значимости Венеции для Дворца Дожей Тинторетто написал картины:
- "Кузница Вулкана" (1576) символизирующую военную мощь Венеции,
- "Меркурий и три Грации" (1576) посвященную красоте и богатству республики,
- "Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия" (1577) композиция символизирующая ловкость дипломатии Венеции и
- "Вакх и Ариадна" (1578) отражающую морскую мощь Венеции.
Тинторетто и Церковь Мадонна дель Орто, Венеция
В родной церкви Тинторетто Мадонна дель Орто (квартал Cannaregio, 3512) находятся несколько его работ, самые масштабные из них:
"Введение Марии во храм" (1556). Сюжет картины из "Золотой легенды" о детстве Девы Марии и посещении с родителями храма. Перед ней лестница с пятнадцатью, по числу псалмов, ступенями. Мария поднимается по ступеням самостоятельно и ей явно больше чем три года.
"Видение Святого Петра" (1556) на которой Петр видит предстоящий ему крест. "Страшный Суд" (1562) с невыразимым контрастом между восходящими в горняя праведниками и падающими в глубины ада грешниками и четкая граница между светом и тьмой.
"Поклонение золотому тельцу" (1562). Телец и поклоняющиеся ему израильтяне находятся внизу картины, в полумраке. Над ними мрачные тучи, предвещающие несчастья. Зато выше свет, ангелы, несущие Скрижали завета и Моисей.
Тинторетто и Другие церкви Венеции.
Церковь Сан Закария (Chiesa di San Zaccaria, Campo S. Zaccaria, 4693) - "Рождение Иоана Предтечи" (1553).
Церковь Мария дела Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute, Fondamenta Salute, 30123) - "Брак в Кане Галилейской" (1561). Картина имеет очень большую глубину композиции. Христос с матерью как и положено во главе стола, но не переднем плане, а главный акцент сделан на шести водоносах.
Церковь Сан Кассиано (Chiesa di San Cassiano, Calle dei Morti, 30125) в районе Сан Поло. Здесь хранятся три картины Тинторетто - "Воскресение Христа" (1565), "Сошествие в ад" (1568) и "Распятие" (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
Церковь Санта-Мария дель Джильо (Chiesa Santa Maria del Giglio) в районе Сан Марко - "Евангелисты Марк и Иоанн" (1557). Церковь Са́нто-Стефа́но (Chiesa Santo Stefano) в районе Сан Марко "Тайная Вечеря" (1570). Церковь Сан-Симеоне Гранде (Chiesa di San Simeon Grande/Profeta) в районе Санта Кроче "Тайная Вечеря".
Тинторетто и Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Последние работы Тинторетто связаны с церковью Сан-Джорджо Маджоре (Chiesa di San Giorgio Maggiore, Isola di S.Giorgio Maggiore). Вклад художника в убранство церкви – семь больших картин, три из которых написаны им лично. Это "Ожидание манны небесной" (1593), "Погребение Христа" (1594) и "Тайная Вечеря" (1594).
Эта "Тайная Вечеря" – лучшая работа в этом ряду. Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали, написана с небывалым чувством и мастерством, зрелого художника. На картине изображен момент, когда Спаситель установил Таинство Причащения.
Уверен, что это не весь перечень работ Тинторетто в Венеции. Буду дополнять по мере возможностей. Что касается остальной Италии и остального мира, то за пределы Венеции ушло не так много картин Тинторетто, тем не менее они есть в Милане, Болонье, Риме, Лондоне, Мадриде, Мюнхене, Дрездене и многих других.
Заключение.
Завершив последнюю картину в 1594 году художник умер прожив плодотворные 76 лет. Большая работоспособность Тинторетто, свободные художественные приемы, а так же отсутствие классического художественного образования, давали повод его современникам считать манеру его письма поверхностной и небрежной, но время все расставило по своим местам.
Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям.
Причина спора - в творчестве мастера присутствуют как черты, однозначно принадлежащие эстетике Ренессанса, так и принадлежащие более поздним художественным направлениям, в частности - маньеризму. К первым однозначно относят полотна на мифологические сюжеты и многие портреты, ко вторым - на сюжеты из Нового Завета.
Впрочем все эти споры - удел специалистов, а наше дело любоваться и наслаждаться образами созданными мастером.