Венеция 2025.04.29-5 – Дворец Дожей на главном уровне
Продолжение осмотра Дворца Дожей Венеции, спускаемся на его третий уровень. Начнем с Зала Льяго, затем пройдемся по различным помещениям судебных органов, таких как Кварантия Криминале или Апелляционный суд и задержимся в картинной галерее.
Мы продолжаем прогулку по Дворцу Дожей во время нашего короткого путешествия в Венецию в конце апреля, начале мая сего года. На чем мы закончили осмотр в этой статье.
И хоть там я писал, что далее мы отправимся в Оружейную и по факту мы так и сделали, но это пока опустим, а в статье я начну рассказ о том, что интересного на главном, третьем этаже дворца.
А про оружейную позже, все-таки это дополнительные экспозиции, как и помещения тюрем и они вызывают меньше интереса.
Интересно, что даже на сайте с описанием экскурсий по дворцу тот этаж, о котором пойдет речь и который по факту третий от уровня земли назван «первым». Видимо уровень земли и следующий уровень с лоджиями не считаются за уровни, которые стоят нумерации.
Зал Льяго Дворца Дожей
Первый зал на третьем уровне Дворца Дожей Венеции, куда мы попадаем, спустившись по лестнице после завершения осмотра верхнего уровня называется Льяго (Liagò).
На венецианском диалекте это слово означает веранда или терраса, как правило закрытая стеклом. Эта комната служила местом прогулок и встреч венецианской знати в перерывах между заседаниями Большого Совета.
На сайте дворца указано, что здесь выставлены три важные скульптуры XV века: Адам, Ева и Щитоносец, созданные Антонио Риццо. Но в наше посещение эти скульптуры находились в зале Большого Совета и о них я напишу, когда мы туда доберемся.
Потолок из расписных и позолоченных балок датируется серединой шестнадцатого века, а полотна на стенах относятся к семнадцатому и восемнадцатому векам.
По правой стене, между двумя дверьми в Зал Большого Совета, в центре размещено большое полотно Пальмы Младшего «Дож Маркантонио Меммо перед Мадонной (Doge Marcantonio Memmo before the Virgin)», 1615 г.
По бокам его обрамляют две похожие между собой по стилю картины поменьше. Слева «Религия (Religion)», 1615 г., а справа «Гармония (Concord)», 1615 г. кисти того же мастера.
По противоположной стене размещены три картины выполненные Доменико Робусти, сыном великого Тинторетто. Первая картина (между выходом на лестницу и первой дверью) - «Моряк преподносит Св.Джустине модель галеры (Seamen offer a model of a galley to S.Giustina)», ок. 1615 г.
Следующая (длинное полотно над дверьми) - «Преображение Христа (Transfiguration of Christ)», ок. 1615 г. А у окна «Дож Джованни Бембо перед Венецией (Doge Giovanni Bembo before Venice)», 1616 г. Она не попала в кадр.
Также по левой стене, в пространстве между дверьми - «Венеция преклоняет колени перед Мадонной с младенцем (Venice kneeling before the Virgin with child)», конец XVII века, работа Себастьяно Бомбелли (Sebastiano Bombelli, 1635 — 1719 гг.).
Еще одна картина размещена над входом и нужно обернуться чтобы ее увидеть. Автор ее неизвестен, а в композиции как обычно какой-то дож в компании святых.
Зал Гражданского Апелляционного суда
Одна из дверей Льяго ведет в Зал Апелляционного суда (Quarantia Civil Vecchia). Первая Кварантия созданная по инициативе Большого Совета где-то в конце XII века, была высшим апелляционным органом венецианского государства.
Первоначально она была одна и состояла из сорока членов с широкими политическими и законодательными полномочиями.
В сороковых годах XV столетия Кварантий стало три: Quarantia Crime, которая занималась приговорами в сфере, которую сегодня мы бы назвали уголовной, Quarantia Civil Vecchia для гражданских дел на территории Венеции и Quarantia Civil Nuova занимавшаяся гражданскими делами на материке.
Комната имеет вид близкий к тому, что был в XVII веке, здесь сохранились некоторые старые украшения: фрагмент фрески, видимый возле входа справа. Картины, вывешенные здесь, датируются также семнадцатым веком.
Зал Гуариенто Дворца Дожей Венеции
Вторая дверь ведет в Зал Гуариенто (Sala del Guariento), помещение, служило ранее складом оружия и боеприпасов и было соединено лестницей с Оружейной палатой и Залом Совета Десяти.
Сегодня здесь хранятся остатки фрески с изображением Коронации Богородицы и небесных иерархий, созданных падуанским художником Гуариенто (Guariento di Arpo; 1310—1370 гг.) между 1365 и 1368 годами для восточной стены Зала Большого Совета.
Фреска, знаменитый и ценимый образец готического куртуазного языка, с драгоценными хроматизмами в полированных и золотых тонах, была почти полностью уничтожена сильным пожаром, который вспыхнул в зале в 1577 году.
Чтобы восстановить декор зала, республика объявила в 1582 году конкурс, в котором приняли участие самые известные художники Венеции этого времени - Тинторетто, Веронезе, Пальма Младший, Франческо Бассано.
В зале также выставлено полотно — один из подготовительных эскизов, сделанных Тинторетто в рамках этого проекта.
Зал Избрания Дворца Дожей
Две двери противоположной стороны Льяго ведут в Зал Большого совета, и мы конечно же пойдем туда. Но о нем, точнее об украшающих его стены и потолок шедеврах, хочется сказать так много, что это будет отдельная статья.
А вот если пройти Зал Большого совета, то уже из него две двери ведут в Зал Избрания (Sala dello Scrutinio). К сожалению, наша экскурсия не предполагала посещения этого зала (по непонятным причинам). Но не сказать о нем я не могу.
Огромный зал появился во Дворце Дожей между третьим и пятым десятилетиями XV века, во времена дожа Франческо Фоскари (1423–1457 гг.).
Зал изначально предназначался для размещения драгоценных рукописей, оставленных Петраркой и Виссарионом Никейским (Bessarion, 1403 – 1472 гг.) республике в 1468 году и даже назывался Библиотекой.
Позже в 1532 году, здесь были проведены выборы дожа, то есть избирательные операции по подсчету голосов, так что в течение определенного периода здесь сосуществовали две разные функции: культурная и политическая.
Нынешнее оформление Зала было создано современными венецианскими художниками после катастрофического пожара 1577 года. Очень богатый потолок был спроектирован художником-картографом Кристофоро Сорте (Cristoforo Sorte, 1510 – 1595 гг.).
Тема оформления эпизоды военной истории, прославляющие подвиги венецианцев в период с 809 по 1656 год, с особым упором на завоевания на море, отдельное полотно посвящено взятию Падуи в 1405 году.
Немного странно видеть прославление воинской доблести в Зале, в котором в силу своей деликатной функции уместнее были бы темы возвеличивания политической мудрости. Возможно, мудрость дожей проявлялась как раз на фронте.
Зал Уголовного Апелляционного суда
Зал Уголовного Апелляционного суда (Sala della Quarantia Criminal) еще одно помещение дворца, предназначенное для отправления правосудия. Здесь заседали члены одной из трех Кварантий, то есть высших апелляционных палат венецианского государства.
Созданная в XV веке «Кварантия Криминал» рассматривала приговоры в области, которую мы сегодня называем уголовным правом. Это был орган огромной важности, его члены также входили в состав Сената, и также были наделены законодательными полномочиями.
Из старинного оформления здесь сохранились деревянные киоски XVII века. Но самое интересное, что с этого помещения начинается небольшая картинная галерея Дворца Дожей. И далее она продолжается в двух смежных залах – Зале Кожи (Sala dei Cuoi) и Зале (Sala del Magistrato alle Legge).
Картинная галерея Дворца Дожей
В небольшой картинной галерее Дворца Дожей Венеции собраны картины, принадлежащие дожам. В отличии от картин украшающих стены представительных залов, частенько обновляющихся после пожаров, в ней есть работы старых мастеров.
История начиная с 1615 года, когда в залах Дворца Дожей публике впервые была представлена коллекция картин, ранее принадлежавшая кардиналу Доменико Гримани и приобретенная Республикой после его смерти.
В коллекции находились картины фламандских художников, сюжеты которых не имели прямого отношения к Венеции и тем не менее они быстро стали постоянным украшением комнат дворца. С тех пор коллекция сильно подросла.
Картины в Кварантия Криминал
Джузеппе Порта, известный как Сальвиати (1520-1575) «Воскресение Христа (La risurrezione di Cristo)», 1560 г. Поврежденная фреска, перенесенная позже на холст.
Тициан (1488-1576) «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (Madonna col Bambino e due angeli)», 1525-1530 гг. Поврежденная фреска, перенесенная позже на холст.
Композиция «Мадонна с Младенцем» Тициана завораживает напряженной эмоциональной составляющей, связывающей взгляд матери со взглядом сына: Богородица нежно держит ногу младенца Иисуса, а он протягивает руку, желая погладить щеку матери.
Обе фрески располагались на лестнице, ведущей в церковь Сан-Николо, частную часовню дожей. Уже с восемнадцатого века они находились в плохом состоянии, наконец в 1899 году было решено снять их с прежнего места и перенести на холст.
Джованни Беллини (1438/1440-1516) «Пьета», 1472 г. Картина единственное сохранившееся во Дворце Дожей произведение Беллини, написанное им в качестве официального художника Светлейшей Республики.
Скорее всего, картина была заказана для украшения старой часовни Сан-Николо, но затем некоторое время кочевала по другим помещениям дворца.
На переднем плане картины изображен безжизненный Христос, поддерживаемый Марией и Иоанном, а по бокам собрались в молитве Святые Николай и Марк.
Большой эмоциональный накал сцены исходит как от обезображенных плачем лиц святых, так и от израненного тела Иисуса.
В этом случае надгробие становится алтарем жертвоприношения с двумя канделябрами, отсылающими к евхаристическому совершению.
Также здесь выставлены две картины Пьетро Маломбра (Pietro Malombra, 1556-1618 гг.) «Подчинение императора Фридриха Барбароссы папе Александру III», начало XVII века и «Папа Александр III дарует индульгенцию церкви Сан-Джакомо-ди -Риальто», начало XVII века.
Картины в Зале Кожи
Зал кожи (Sala dei Cuoi) следующая комната картинной галереи, служила архивом, вдоль ее стен располагались полки и шкафы. Оригиналы не сохранились, но обивка стен была воссоздана близко к оригиналу - кожа, вышитая золотом.
Самая заметная картина здесь полотно в стиле Иеронима Босха - «Апокалиптического видения», третья четверть XVI века. Эта тема была особенно популярна у последователей и подражателей голландского мастера, работавшего в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков.
Любопытные и жестокие сцены прямо напоминает подобные, использованные фламандским мастером в своих работах. Также выделяется внимание к деталям.
Картины в Зале магистрата права
В Зале магистрата права (Sala del Magistrato alle Leggi) выставлены две значимые картины художников разных эпох. А ранее здесь заседали Хранители и Исполнители законов — три патриция, следившие за соблюдением законов в Венеции.
В Венеции, городе в котором велась оживленная торговля, судебный сектор имел огромное значение к тому же он был основан не на имперском, общем или римском праве, а на специфической практике.
Картина Джанбатиста Тьеполо «Нептун преподносит Венеции дары моря (Nettuno porta i doni del mare a Venezia)», 1756-1758 гг. Венеция изображена лежащей, как прекрасная королева, облаченная в плащ дожа, и опирается на льва, символ Светлейшей.
Рукой она указывает на бога моря Нептуна, который высыпает к её ногам дары из большого рога изобилия. Среди них кораллы и жемчуг символизируют владения Республики, а золотые монеты и драгоценности - богатство, полученному в результате торговли.
Тьеполо написал эту картину взамен подобной по сюжету ранее выполненный Якопо Тинторетто для части потолка Зала Четырех дверей Дворца дожей.
Витторе Карпаччо написал «Льва Святого Марка» в 1516 году. На большом полотне изображена типичная иконография крылатого льва, символа Сан-Марко и Венеции.
Задние лапы льва находятся на лагуне, а передние — на материке. На заднем плане виды Венеции, среди которых узнаваемы базилика Сан-Марко, Дворец дожей, Часовая башня, Арсенал и таможня, а под крылом льва корабли венецианского флота.
Картина, вероятно, была создана для пяти магистратов, чьи гербы изображены в нижней части полотна.
Апартаменты Дожа Венеции
Разумеется это не все картины, я выделил только работы старых мастеров, о которых я что-то знаю и кто мне чем-то запомнился.
Также на этом уровне дворца располагается серия помещений, в которых проживал Дож. Они занимают примерно половину восточного крыла от Золотой лестницы до Собора Сан-Марко.
К сожалению, наша экскурсия не предусматривала посещение этих апартаментов, но пару слов о них напишу.
Дожи жили во дворце в целом прилично, но не слишком роскошно. Так как дожами становились только очень богатые венецианцы, то их собственные дома были значительно комфортнее и просторнее.
Стены, полы и потолки апартаментов дожа прилично украшались, а вот мебель и предметы быта каждый дож привозил с собой, а после смерти наследники вывозили обратно, чтобы освободить место для мебели преемника.