Бельгия 2012.01.04/4 Гент на площади Коренмаркт
Продолжаем прогулку по старинному бельгийскому (фламандскому) городу Гент. Выходим на историческую площадь Коренмаркт, где когда-то шла оживленная торговля зерном, а сейчас находится рай для туристов, которые любят историческую голландскую архитектуру. Самые заметные здания, обращенные на площадь Коренмаркт – собор Святого Николая и здание, построенное для Главного городского почтамта.
Мы уже добрались от вокзала к площади Синт-Фиерлеплейн (Статья), побывали в замке Грэйвенстин (Статья), прошлись к другой исторической площади Грунтенмаркт и прогулялись по набережным Граслей и Коренлей на реке Лис (Статья) и теперь выходим к самому – самому центру Гента, площади Коренмаркт (Korenmarkt).
Площадь Коренмаркт в Генте.
Площадь Коренмаркт традиционно торговый и экономический центр города. Имеет вытянутую форму и почти точно ориентирована с севера на юг. По ходу нашего движения от площади Грунтенмаркт площадь Коренмаркт начинается как не слишком широкая улица и далее становится полноценной широкой площадью.
Ранее площадь носила разные названия, самое известное из них Курнаард (Koornaard). Здесь с X-го века шла активная торговля зерном, поступавшим в Гент по рекам Лис или Шельда. Зерновой рынок был идеально расположен между Овощным рынком на Грунтенмаркт, где продавались мясо, рыба, овощи и фрукты, и Ботермарктом, где продавалось масло и яйца.
Площадь застроена множеством исторических зданий, где раньше располагались гостиницы, жилые дома купцов и магазины, способствующие торговле. Сейчас они превращены в гостиницы, магазины, кафе и рестораны, способствующие привлечению туристов в город.
Летние кафе на площади Коренмаркт очень популярны у туристов, благодаря наличию больших открытых террас, позволяющих неспешно наслаждаться видами исторической архитектуры центра города.
Как центральная городская площадь Гента, Коренмаркт был идеальным местом для проведения всевозможных мероприятий, увеселительных представлений, восстаний и казней.
В 1325 году произошло восстание ткачей шерсти. В 1467 году население оспаривало новый налог на соль и зерно. Здесь проводились рыцарские турниры, а в последствии народные состязания, например, по борьбе.
Самые заметные здания, обращенные на площадь Коренмаркт – собор Святого Николая и похожее на дворец или Ратушу здание, где когда-то размещался Главный почтамт города Гента. Оба они находятся в южной, широкой части площади. Эта часть площади, особенно со стороны Лиса частенько перестраивалась.
Собор Святого Николая на площади Коренмаркт появляется между 1038 и 1140 годами. О самом соборе я напишу далее отдельно. В XV – XVI веках церковь была окружена кладбищем с рвом для дренажа, он же служил границей владений города и церкви. Ближе к церкви на площади Коренмаркт располагался рынок торговли сеном.
На месте, где сейчас находится здание бывшего Главпочтамта с конца XV-го по начало XVIII-го века располагалась главная городская тюрьма, а на площади частенько проводились публичные экзекуции. Например, в 1654 году здесь был казнен гентский скульптор Иероним дю Кесной (Hiëronymus of Jérôme Duquesnoy de Jonge) после обвинения в совращении малолетних мальчиков.
Кстати, в начале XVI-м веке палач, приводящий в исполнение приговоры на площади Коренмаркт, так же имел право на часть товаров, выставленных на продажу. Но не долго, после обнаруженных злоупотреблений этого права он лишился.
Другой интересный исторический факт на тему – с 1540 по 1716 год городу Генту пришлось брать тюрьму в аренду, после того как император Карл V объявил её как королевской собственностью.
После сноса тюрьмы, в 1719 году на её месте был построен Pakhuis, стильное здание в стиле Людовика XIV, где расположились городские структуры, ведавшие выдачей патентов на торговлю и иную деятельность, а также коммерческий суд.
Pakhuis, в свою очередь, был снесен в 1887 году с намерением создать городской театр, но был построен в 1903 году Главпочтамт (Postgebouw). Подробнее о здании почтамта, которое теперь служит торговым центром, так же будет написано далее по ходу статьи.
Площадь Коренмаркт всегда была важным транспортным узлом. Один из первых транспортных маршрутов от Порта Гента начинался на Коренмаркт и пролегал вдоль Вельдстраата (Veldstraat), Недеркоутера (Nederkouter), далее на юг, где разделялся на Кортрейк и Оденардскую дорогу.
Традиции продолжил XIX-й век, в 1874 году по Коренмаркт была проложена первая линия городского трамвая в Генте, сначала на конной тяге, а позже на электричестве. Сейчас на площади Коренмаркт практически пешеходная зона плюс по-прежнему ходит несколько трамвайных маршрутов.
Некоторые дома на площади Коренмаркт в Генте.
Несколько интересных домов на площади Коренмаркт, попавшие в кадр нашего фотоаппарата. По левой стороне выделим: Nr. 4-5 дом «De Maecht van Ghent», глубокий трехэтажный дом под черепичной крышей, датированный 1671 годом и восстановленный в 1932 году.
Nr. 7-8 хорошо сохранившееся средневековое здание из камня Турне характерный для домов-крепостей XII-XIII-го века, так называемых «Steen». Он носит имя «Borluutsteen» и принадлежал знатной семье Борлуутов (Битва Золотых Шпор, Война против Брабанта, 1356) и здесь жили несколько поколений этого семейства.
Напротив: Nr. 29 трехэтажный дом с черепичной крышей XVI-го века, фасад в стиле ренессанс. Круглая арочная дверь XVIII-го века. Nr. 20-28 замечательный барочный дом, традиционно называемый «Het Meuleken». Четырехэтажный с двускатной крышей с фламандской черепицей, датированный 1652 годом и восстановленный в 1934 году.
Жилой дом, фасадом выходящий на Коренмаркт, но имеющий адрес Groslei 9, называемый «De Wapens van Zeeland ». Три этажа, шатровая крыша в стиле Людовика XIV, в соответствии с датой на фризе, подтвержденной архивными документами, построен в 1702 году.
Церковь Святого Николая в Генте.
Многочисленные, но не на сто процентов достоверные источники свидетельствуют о том, что Церковь Святого Николая (Sint-Niklaaskerk) была построена между 1038 и 1140 годами. Последняя - дата, когда был образован независимый приход Святого Никлая аббатством Святого Петра.
Из археологических исследований известно, что на этом месте была первая каменная романская церковь с тремя нефами, датируемая XI –м веком, но она была разрушена до основания.
Первая четверть XIII-го века стала начало совершенно новой, грандиозно задуманной церкви, архитектурный облик которой учитывал современные (того времени) тенденции. Церковь Святого Николая создана в достойном стиле Шелдеготик (Scheldegotiek), который я уже упоминал в одной из статей о Брюгге.
Расположенная в торговом городе и на бойком центре, церковь Святого Николая пользовалась значительной финансовой поддержкой богатой элиты города Гента и стала центром приходом купцов, ремесленников, представителей гильдий.
Можно выделить два этапа строительства церкви Святого Николая: первая четверть XIII века, когда были возведены главные стены трехнефного здания. Со второй по третью четверть того же века, соединяющие перекрытия и проходы, трансепт, башня и хоры.
Окончательно строительство было завершено в начале XIV-го века, параллельно происходили и реконструкции в нефе: исчезли трибуны и боковые проходы были пристроены часовни для гильдий.
Церковь Святого Николая сильно пострадала в XVI-м веке во времена иконоборчества и агрессивного кальвинизма, была частично восстановлена с потерей первоначального облика. Образ церкви сильно исказили облепившие ее часовни, кладбище и подступающие прямо к стенам дома.
В середине XIX-го века были предприняты первые попытки аутентичного восстановления церкви Святого Николая, было закрыто кладбище и снесены прилипшие к стенам лишние постройки. В 1912-13 годах был восстановлен западный портал, в 1939-43 годах западный фасад, между 1960 и 1972 годами башня и трансепты и, наконец, в 1975 году были выделены гранты для восстановления хора.
Внешние стены церкви Святого Николая и башни построены главным образом из известняков Турне с использованием туфа Авеснесстин (Avesnessteen) для сводов и Ледестин (Ledesteen) для отделки хора. Архитектура характерная для церкви – базилики с трехнефным основным корпусом и поперечной вставкой с башней, вдоль длинных сторон множество часовен, с востока большой трансепт, на западном фасаде две тонких башни.
Высокая квадратная башня церкви Святого Николая до постройки Белфорта была самой высокой в городе, не так давно была отреставрирована. С четырех углов главная башня окружена округлыми в плане тонкими башенками. На стенах церкви Святого Николая, в часовнях и на башне выделяются большие арочные окна без витражей, которые должны пропускать много света.
Внутрь церкви Святого Николая из-за недостатка времени мы не заходили. В интернете я не нашел достоверных данных о том, насколько там интересно, архитектурно или художественно. Только в медиа википедии есть несколько интересных фото алтарной части.
Бывший главный почтамт города Гента.
Главный городской почтамт города Гента был построен в 1899-1910 в основном в неоготическом стиле. Его строительство являлось частью ряда радикальных инноваций и изменений городского ландшафта в центре города и приурочено к Всемирной выставки 1913 года.
Строительные работы были завершены в 1903 году, но отделка крыш и шпилей, а также реализация модифицированной конструкции сторожевой башни продолжались до 1905 года.
Открытие состоялась в сентябре 1906 года, но отделка и оформление внутренних помещений продолжались еще некоторое время. Для этого были привлечены многочисленные неоготические художники и скульпторы Гента.
Окончательно здание почты было введено в эксплуатацию в октябре 1910 года, при этом последние скульптурные работы на наружных фасадах продолжались до конца 1912 года. В 1979-1980 годах была проведена наружная реставрация, работы включали очистку и укрепление фасадов, обновление кровельных покрытий.
При проектировании почтового здания Гента была создана четкая связь между внешним обликом и внутренним назначением помещениями здания. Так главный фасад, обращенный на Коренмаркт и боковой южный фасад имеют верхний мансардный этаж под крутой крышей, предназначенный для административных офисов и залов заседаний.
Эти фасады имеют ярко выраженную симметричную высоту. В центре каждого из фасадов находится главный вход, за которым открывается публичный операционный зал. В здании предусмотрено несколько входов, как со стороны фасадов, так и в угловых башнях.
Различные фризы с надписями на фасадах имеют прямое отношение к различным функциям, для которых предназначено здание «Почта», «Телеграф», «Телефон» и т.д.
Стиль поздней готики или стиль готики Брабанта был выбран в качестве основного архитектурного стиля, в то же время в образе здания Главного почтового отделения Гента присутствуют элементы, характерные для эпохи Возрождения.
Во внешней отделке использованы сочетания из нескольких типов натурального камня: белый камень Гобертана, серый известняк Турне, синий известняк от Антинес и желтый известняк Ла Рошетт.
Богатое украшение фасадов включает в себя скульптурные композиции, ажурную резьбу по камню, барельефы и лепнину. Тематика – почтовые услуги и международные коммуникации, характерные для начала XX века.
Присутствуют также многочисленные геральдические и аллегорические представления, портреты глав государств. Статуи на фасадах Главного почтового отделения Гента это пять статуй, символизирующих пять континентов, три женские фигуры символизируют Бельгию, Фландрию и Валлонию, девять изображений поменьше это девять бельгийских провинций.
Внутренние интерьеры при строительстве здания предназначались для обслуживания клиентов, они так же прекрасно подошли и для нового статуса здания в качестве торгового центра.
Основные помещения на первом этаже - это большие прямоугольные комнаты: публичный зал, отделенный остекленной деревянной стеной от задней комнаты сортировки и обработки заказов, а также остекленной деревянной стеной от бывшей телеграфной службы, расположенной справа. Деревянные перегородки имеют важное значение для интерьера как неотъемлемого компонента оригинальной планировки помещения.
Отдельный интерес представляют лестницы в угловых и главной башнях Главного почтового отделения Гента. Другие известные элементы интерьера включают в себя: картины сграффито с изображением пяти континентов с символикой, относящейся к транспорту и почтовым услугам, мраморные настенные покрытия, кованые арочные ворота, паркетный пол в офисах, кафельные полы красного и светло-желтого цвета в шахматном порядке с черными полосами на первом и верхнем этажах.