2009.09.05-2 Мадрид: в начале бульвара Прадо
Продолжаем о нашей первой поездке в Испанию в августе-сентябре 2009 года. В этом материале о дворце Сибелес и здании Банка Испании в начале Бульвара Прадо. Пройдемся по бульвару от площади Сибелес в сторону музея Прадо, полюбуемся фонтанами Аполлона и Нептуна.
Итак, мы на площади Сибелес в начале Бульвара Прадо. Коротко о самой площади и занимающем её центральную часть Фонтане Сибелес я написал в статье «Мадрид 05.09.2009 часть 1: начало прогулки и площадь Сибелес». Теперь же несколько слов стоит посвятить архитектуре окружающих площадь зданий и в первую очередь – Дворца Сибелес и здании Банка Испании, расположенных в начале бульвара Прадо.
Паласио де Сибелес – мэрия Мадрида
Самое заметное из зданий на площади Сибелес – Дворец Сибелес (Palacio de Cibeles), первоначальное название Дворец Связи (Palacio de Comunicaciones), оно же мэрия Мадрида. Дворец Сибелес представляет собой комплекс, состоящие из нескольких зданий, занимающих площадь около 30 тыс. квадратных метров.
Дворец на юго-восточной стороне стал последним из четырех монументальных зданий, построенных вокруг площади Сибелес и открывает дорогу на бульвар Прадо. Выбор места строительства Дворца Сибелес вызвал споры в свое время из-за того, что под топор попала часть парка Буэн-Ретиро лишив жителей Мадрида одного из мест для отдыха.
Первый камень в фундамент здания Дворца Сибелес был заложен в 1907 году, а официально он был открыт в марте 1919 года. Первоначальное назначение дворца – служить в качестве современного центра почты, телеграфа и телефонов, отсюда и первоначальное название. После некоторых архитектурных изменений внешнего вида здания произведенных в конце 2007 года сюда переехала мэрия (городской совет) Мадрида
Здание Дворца Сибелес построено по проекту молодых испанских архитекторов Антонио Паласиоса (Antonio Palacios) и Хоакина Отаменди (Joaquín Otamendi). Эта работа стала началом блестящей карьеры обоих архитекторов. Декоративные мотивы на фасаде и внутри дворца были созданы скульптором Анхелем Гарсиа Диасом (Ángel García Díaz).
Архитектурный стиль Дворца Сибелес стал образцом для других зданий в Мадриде, Валенсии и Аликанте. В нем отражен оригинальный стиль двух архитекторов, гармонично объединивших в единое целое элементы арт-нуово или австрийского сецессиона, неоренесанса и неоготики.
Многочисленные детали убранства фасадов описывать не имеет смысла – смотрите фото, а еще лучше отправится в Мадрид и полюбоваться на Дворец Сибелес лично. Отмечу лишь несколько интересных фактов, почерпнутых на страничке дворца в испанской википедии.
Так красивые многочисленные башенки по верху здания Дворца Сибелес между центральной и боковыми предназначались служению прозаической цели - быть опорами для телеграфных проводов.
Элементы орнамента фасада детализируются по мере повышения над уровнем земли. Этот подход заставляет зрителя смотреть вверх. А на щит Испании на тимпане арки над главным входом, Паласиос, уроженец Галисии, попросил своего друга скульптора, оформляющего фасад, добавить герб родного региона.
Интерьеры Дворца Сибелес детально проработан как настоящее произведение искусства, в котором все мельчайшие детали, будь то светильники или бюро в операционном зале, образуют единый художественный ансамбль. Но внутри мы не были, хотя наверняка, это возможно, это же сейчас общественное здание.
Банк Испании и другие здания на площади Сибелес
На противоположной стороне бульвара Прадо, по которому мы двинемся дальше, на юго-западной стороне площади Сибелес находится здание Банка Испании (Banco de España). Строительство здания было завершено в 1891 году, а начало было положено королем Испании Альфонсо XII, заложившим первый камень девятью годами ранее.
Здание имеет стиль также характерный для архитектуры Мадрида. Само здание менее впечатляюще чем Дворец Сибелес, хотя размеры имеет сопоставимые или даже большие. На площадь Сибелес обращен лишь узкий клин одного из фасадов, а основные расположены вдоль улицы Алкала и бульвара Прадо.
Такой размер здание Банка Испании приобрело не сразу. На протяжении всего XX-го века были произведены три реконструкции в соответствии с требованиями времени. Все расширения здания делались с учетом изначальной оригинальной архитектурой здания.
Дворец Линарес (Palacio de Linares) на северо-восточной стороне площади Сибелес обязано своим названием маркизу Линаресу, для которого дворец и был построен в последней четверти XIX века.
Главный фасад дворца отмечен округлым выступом и барельефами на фронтонах окон и фризов. Находясь на противоположной стороне нашего продвижения по площади Сибелес, Дворец Линарес попал в кадр нашего фотоаппарата лишь один раз и то получился смазанным.
Дворец Линареса был восстановлен в девяностых годах прошлого века и сейчас здесь находится штаб-квартира Casa de América, организации поддерживающей культурные отношения между Испанией и странами Латинской Америки.
И наконец Дворец Буэнависта (Palacio de Buenavista), четвертое историческое здание площади Сибелес. В настоящее время здесь находится Главный штаб армии Испании (Cuartel General del Ejército de Tierra). А с конца XVIII века дворец, построенный в 1777 году, был резиденцией герцогов Альба.
Дворец Буэнависта, к сожалению вообще не попал в кадр, несмотря на то что мы проходили буквально рядом с ним. Дело в том, что его замечательные фасады буквально утопают в зелени окружающего сада.
Бульвар Прадо в Мадриде
С площади Сибелес уходим по Бульвару Прадо (Paseo del Prado) – одному им из главных бульваров Мадрида. Это старейшая историческая городская улица испанской столицы в наше время объявлена культурной достопримечательностью.
Современный бульвар Прадо тянется практически точно с севера на юг между площадью Сибелес и площадью Императора Карлоса V, также известной как Площадь Аточа. Наименование бульвару осталось от ныне исчезнувшего «Прадо-де-лос- Херонимос» - зеленной зоны вокруг монастыря Сан-Херонимо-эль-Реаль, который обозначал восточную границу Мадрида.
Бульвар Прадо место расположения важных культурных и туристических мест Мадрида, в том числе так называемого Золотого треугольника искусств. Треугольник включает в себя три музея: Прадо (один из крупнейших в мире художественных музеев), Тиссена-Борнемиссы (восемь веков европейской живописи) и, немного на отдалении, музей Королевы Софии (коллекции произведений искусства начала XX века).
Бульвар Прадо густо усажен любовно ухоженными деревьями, кустами и цветами и среди них укрыты несколько памятников представляющих исторический и художественный интерес, созданных в XVIII веке для городского проекта развития Прадо (Salón del Prado). Проект разрабатывался архитектором Вентурой Родригесом и курировался лично королем Испании Карлосом III.
В рамках этого проекта были построены многочисленные декоративные и ландшафтные площадки вдоль бульвара Прадо. А отдельные крупные моменты этого проекта включают здание Вильянуэва - главное здание музея Прадо, Королевский ботанический сад и три скульптурных фонтана (Сибелес, Аполлона и Нептуна).
Второй фонтан из этой тройки - Фонтан Аполлона (Fuente de Apolo), называемый также Четыре Сезона, расположен непосредственно на бульваре Прадо. Композиция с фигурой бога Аполлона, покровителя света и искусства, в чертах лица которого узнается король Карлос III, создавалась с 1780 по 1802 год.
Центральная часть фонтана представляет собой пьедестал, разделенный по форме и композиционно на две части. Нижняя, примерно на две трети высоты имеет прямоугольную форму с выступами по углам в виде полуколонн или пилястров, изогнутой по высоте формы. В верхней части пьедестал становится цилиндрическим и в этом месте скульптор разместил четыре фигуры – аллегории символизирующие времена года.
Вода фонтана вытекает из двух отверстий, оформленных античными масками, установленными примерно на середине высоты нижней части пьедестала. Струи падают в чаши похожие на раковины, установленные в три яруса по высоте и вода красиво стекает в основные бассейны с двух сторон от центральной композиции. Из центров основных бассейнов бьют собственные фонтанные струи.
Фонтан Нептун на бульваре Прадо
Примерно на середине зелень, украшающая бульвар Прадо прерывается, чтобы уступить место небольшой площади Plaza Canovas del Castillo. В цетре площади установлен третий фонтан - Фонтан Нептун (Fuente de Neptuno).
Этот монументальный фонтан был предложен в 1777 году, а его строительство, начатое в 1782 году, закончилось в 1786 году. Первоначально он располагался в другом месте (я не понял где, так как данные противоречивы), но в 1898 году был перенесен в центр этой небольшой площади.
По основной идее Фонтан Нептун напоминает композицию Фонтана Сибелес, с заменой действующих персонажей, разумеется. Фонтан Нептун, как и Сибелес установлен на возвышении и его основание состоит из трех ярусов. Это поднимает фонтан над уровнем проезжей части, а также обеспечивает красивое каскадное ниспадение воды.
В центре возвышения – колесница, на которой восседает собственно бог морей римского пантеона – Нептун. Как правило, большинству читателей объяснять кто такой Нептун не приходится (в отличии от Сибеллы, о которой я сам узнал только при написании статьи).
Нептун настолько распространенный персонаж для воспроизводства в фонтанах, что есть наверняка в большинстве значимых европейских городов, расположенных у моря. Есть мнение, что образ бога морей привлек короля Карлоса III, при котором происходило возрождение флота Испании в попытке быть конкурентоспособной на морях и укрепления связей с колониями.
Колесница Нептуна, в отличии от колесницы Сибеллы не скачет по суху, а поднимает своего седока из глубины морской. Именно этот момент воссоздал автор скульптуры фонтана. Этот элемент и, пожалуй, еще трезубец в руке и борода на лице, все что связывает фигуры фонтана и известные мне «факты» из мифологии.
Все остальные атрибуты, приданные скульпторами Нептуну на фонтане, которым мы любовались кажутся, мягко говоря сомнительными. И это самое существенное отличие от Фонтана Сибелес, где все на своих местах.
Первое что бросается в глаза – странные колеса, напоминающие гребные винты старых колесных пароходов или детских моделей таковых. Такие колеса не имеют смысла ни при передвижении по морю (там колеса вообще не нужны) и не пригодятся на суше, только на памятнике и в воображении скульптора.
Вторая странность – кони. Согласен, морские коньки переростки могут быть в упряжке бога Нептуна, бога морей, тем более по воле автора скульптуры, запряженные в колесницу, которая из-за странных колес не способна перемещаться по суше.
Однако известно, что бог Нептун был помимо всего прочего покровителем скачек на нормальных колесницах и нормальны конях и полноценные кони были бы уместнее.
Все это, в сочетании со странной позой Нептуна и печатью какой-то печали на лице, создает не совсем тот образ всемогущего бога, кажется второго по мощи и значимости в римском пантеоне. Получился этакий вариант бога морей из диснеевского мультика, возможно укушенного змеёй, не понятно зачем оказавшейся в его руке.
И похоже, это не только мое мнение, известен факт появления на шее Нептуна плаката с надписью - «Дай мне что-нибудь поесть или заберите мою вилку». Конечно он появился в трудные для испанцев годы гражданской войны, но тем не менее свидетельствует о несолидности этой версии Нептуна.
Я ни в коем случае не хотел бы показаться занудой и критиковать авторов скульптуры. Просто у меня, как у человека в годах, уже сложились определенные представления о многих вещах, в том числе и образ бога морей. Ну смешит меня этот Нептун, кажется не серьёзным и с этим ничего не поделаешь.
Дополняют композицию Фонтана Нептун рыбы и дельфины, разбрызгивающие струи воды на довольно большую высоту. Также струи воды бьют на приличную высоту из сопел, расположенных в самой чаше фонтана.
С 1991 года Фонтан Нептун традиционное место празднования побед болельщиками футбольного клуба «Атлетико де Мадрид».
А нас далее ждет посещение знаменитого музея Прадо.