2009.09.05-1 Мадрид: начало прогулки и площадь Сибелес
Продолжаем о нашей первой поездке в Испанию в августе-сентябре 2009 года. В этом материале о прибытии в Мадрид автобусом из Аликанте, немного о метро Мадрида, заселение в отель и начало первой прогулки в центр города, полюбуемся на площадь Сибелес с одноименный фонтан (или наоборот) и прогуляемся к музею Прадо.
Наше первое путешествие в Испанию началось 23 августа 2009 года, как обычно в Финляндии, где мы провели несколько приятных часов недалеко от Турку и посетили родину Муми Троллей в Наантали.
Затем перелет Райанэйр (Ryanair) Аэропорт Тампере – Аэропорт Бремен (с прогулкой по городу между рейсами) - Аэропорт Жирона и пара замечательных дней в Барселоне. Саграда Фамилия, Рамбла, городская архитектура Антонио Гауди, Парк Гуэль, Парк Цитадель, Зоопарк и замечательное море.
Из Барселоны ночным автобусом в Аликанте и несколько не менее замечательных дней отдыха, совмещённых, правда с работой (мы все-таки занимаемся продажей недвижимости в Испании), на побережье Коста-Бланка (Аликанте, Торревьеха, Пунта Прима).
О некоторых впечатлениях заметки уже написаны, но о многих ещё предстоит написать. Сейчас пришло время Мадрида, столицы Испании, куда мы прибыли ранним утром 5 сентября 2009 года. И сделали мы это ночным автобусом из Аликанте. Поездка на автобусе компании ALSA вполне комфортна. Несмотря на то что время в пути не превышает шести часов, удалось поспать и настроение было хорошее.
Отель Апартаменты TOGUMAR в Мадриде
Автобус из Аликанте прибывает на Южный автовокзал Мадрида (Calle de Méndez Álvaro, 83), это юго-восток города, не центр, но и не самая окраина. Помимо ALSA сюда прибывают автобусы многих других компаний из разных уголков Испании, от Галиции до Кадиса, а также из некоторых европейских стран, таких как Франция или Португалия.
Ближайшая к Южному автовокзалу станция метро называется Méndez Álvaro (6-я линия мадридского метро, кольцевая, на схеме обозначена серым цветом). Отсюда нам нужно попасть в отель, в котором у нас забронировано проживание и который находится невдалеке от станции метро Prosperidad (4- линия мадридского метро, на схеме обозначена коричневым цветом).
Отель «Апартаменты TOGUMAR» (Calle de Canillas, 59) отличный во всех отношениях. Уровень отеля – 3 звезды, средняя оценка 8,4 (855 отзывов) на день написания статьи. Судя по всему, отель ремонтировался незадолго до нашего приезда, так как и в коридорах и в номере все сияло чистотой и новизной. Всё светлое и радостное.
Нам достался довольно большой номер с двумя отдельными большими кроватями, небольшой, но полноценной кухней, отличной ванной комнатой, кондиционером, телевизором, утюгом, а также Wi-Fi, что в 2008 году не было нормой для отелей Испании этой ценовой категории.
Большего, пожалуй, и не напишу, так как времени утекло немало, да и в отеле мы только ночевали, а все основное время бегали по городу. В связи с этим отмечу его хорошее расположение и транспортную доступность.
Мы заявились в отель достаточно рано, еще не было и восьми утра. Обозначили прибытие, кинули вещи под охрану любезного персонала и вновь отправились в город.
Улочка Calle de Canillas к которой обращен фасад отеля небольшая улочка фешенебельного района большого южного города. Окна домов с ролетами от солнца, улица хоть и узкая, но городские власти умудрились втиснуть на неё и парковку для машин на тротуаре и ряд деревьев по обеим сторонам.
До ближайшей станции метро Просперидад (Prosperidad) от отеля порядка 350 метров. Чтобы попасть к ней, нужно пересечь улицу побольше - Calle de López de Hoyos. Здесь машинам посвободнее, улица ведёт на северо-восток от центра в сторону автодороги M30 Latteral, она является частью исторической дороги между Мадридом и городом Орталеза.
Немного о метро Мадрида.
Так уж получилось, что в эти пару дней в Мадриде мы использовали метро многократно. Я уже писал, что от автовокзала (Méndez Álvaro) мы приехали на метро к отелю (Prosperidad), чтобы оставить вещи.
Затем отправились на метро в центр (Banco de España) первый раз, вернулись (Estación del Arte) в отель для заселения и вновь отправились в центр (Colon) и снова обратно в отель.
Немного о впечатлениях о транспорте столицы Испании я написал в статье про Аэропорт Барахас, практически по горячим следам, поэтому не буду повторятся. Тем более, что на сегодня и цены, и некоторые формы билетов изменились.
Билеты на метро без проблем покупаются в билетных автоматах, расположенных на всех станциях. Единственное, что напомню про проблемы с нашими банковскими картами (они все были заблокированы в последствии) именно вследствие покупки билетов на транспорт.
Раньше билеты для проезда в метро, как индивидуальные, так и в пакете по 10 (а их мы и покупали) были обычными бумажками, на которых компостер печатал время старта поездки. Сейчас билеты стали электронными карточками, на которые пишется количество поездок и в тех же автоматах можно проверить баланс.
Вход на станцию метро Просперидад находится на одноименной площади. Наименование станции метро и площади сообщает, что мы находимся в мадридском микрорайоне (термин мой) Просперидад, в свою очередь входящем в большой район столицы Испании – Чамартин (Chamartín).
Название микрорайону дано по имени некоего господина с фамилией Просперо, который первым выкупил участок земли в этой стороне за пределами городской черты Мадрида для последующей продажи по частям под застройку. Дело было в самом конце 1862 года и это дата начала заселения района.
Станция Просперидад была открыта одной из первых при постройке четвертой линии. Первый пассажир ступил под её своды 26 марта 1973 года. Всего линия 4 состоит из 23 станций и является одной из самых оживленных линий Мадридского метро.
Линия пересекает центр города с запада на юг в пределах кольцевой, а затем уходит на северо-восток.
Улица Calle de Alcalá в Мадриде
Целью нашей первого утреннего броска в центр Мадрида стало посещение всемирно известного Национального музея Прадо, главного испанского национального художественного музея.
Вынырнуть на поверхность решили на станции метро Banko de Espana (2- линия мадридского метро, на схеме обозначена красным цветом). Выход на одной из центральных улиц испанской столицы Калле де Алкала (Calle de Alcalá), неподалёку от площади Пласа де Сибелес (Plaza de Cibeles) и бульвара Пасео дель Прадо (Paseo del Prado).
Станция Банко де Эспанья была открыта в июне 1924 года, названа в честь здания Банка Испании, расположенного напротив выхода. Рядом ещё множество красивых зданий и других городских достопримечательностей, о которых далее.
Об улице Калле де Алькала совсем коротко, чисто в контексте нашей прогулки, так как это одна из самых длинных улиц Мадрида. Она начинается в самом центре центров города - у Пуэрта дель Соль, главной мадридской площади, имеющей отметку «0 км» для всей радиальной сети испанских дорог. Заканчивается Калле де Алькала через десять с половиной километров на северо-восточной окраине города.
Калле де Алькала также одна из старейших улиц Мадрида. Она проложена на месте старой дороги, ведущей к городу Алькала де Энарес (Alcalá de Henares) и далее в Арагон. Ныне это автомагистраль А-2 Мадрид - Сарагоса.
Площадь Сибелес в Мадриде
Первая городская достопримечательность на пути от метро к Музею Прадо – площадь Сибелес. Это большая площадь на пересечении Калле де Алкала и бульваров Пасео де Реколетос (Paseo de Recoletos) на север и Пасео дель Прадо на юг.
Это место, одно из самых символичных в столице, находится на стыке трех больших городских районов - Центрального, Ретиро и Саламанки. Из-за особенностей планировки окружающих зданий, площадь Сибелес имеет округлую форму, овал сориентированный с юго-запада на северо-восток.
Главное украшение центра площади - знаменитый фонтан Сибелес, созданный в 1782 году. Площадь окружена монументальными зданиями, построенными между концом XVIII- го и началом XX-го веков, символическими для Мадрида.
По сторонам бульвара Реколетос это дворец Буэнависта (Palacio de Buenavista), занимающий северо-западный угол площади и культурный центр Америка (Casa de América), ранее дворец Линарес, на северо-востоке.
Напротив, по сторонам бульвара Прадо бывший Дворец связи, с 2007 года городской совет Мадрида (Ayuntamiento de Madrid), занимает юго-восток площади и здание Банка Испании (Banco de España) на юго-западе.
Место, которое сегодня занимает площадь Сибелес и прилегающие бульвары, были частью исторической границы Мадрида, которая в эпоху Возрождения отделяла городскую зону от загородных монастырей и дворцов.
Первая крупная реформа этого места была проведена во времена короля Филиппа II в 1570 году. Следующая, наиболее важная, реконструкция пришлась на вторую половину XVIII века, во времена правления короля Карлоса III.
Проект, получивший название Salón del Prado предполагал создание большой культурной зеленой зоны садов и фонтанов по восточной границе Мадрида и расположение среди них и по сторонам различных элементов научного и культурного назначения полезных и приятных глазу.
Результатом именно этой городской инициативы стала установка в 1782 году фонтана Сибелес рядом с дворцом Буэнависта, примерно посредине бульвара Реколетос, как бы в симметрии с фонтаном Нептуна на бульваре Прадо.
В 1895 году было принято решение переместить этот скульптурный ансамбль на пересечение с Калле де Алькала, на только что созданную кольцевую развязку, его нынешнее местоположение. За четыре года до этого здесь было завершено строительство здания Банк Испании, что завершало архитектурное оформление площади.
С развитием города Мадрида площадь Сибелес стала важнейшей точкой центра города, его деловым центром, а, учитывая его расположение между двумя важными городскими артериями, стала важным узлом дорожного движения.
Это место проведения различных исторических и общественных мероприятий, среди прочих и празднование спортивных побед фанатов футбольного клуба Реал Мадрид.
Фонтан Сибелес в Мадриде
Скульптурная группа фонтана представлена изображением богини Кибелы (по-испански Сибелес). Роль этой богини в древней мифологии достаточно сложна, ее имя присутствует в пантеоне греческих богов (до Зевса), римских богов, а корни ее происхождения идут из Фригии, существовавшей задолго до тех и других.
Если коротко обобщить все мифы, то богиня Кибела некая мать всего сущего – олицетворение плодородия и женского начала, некая Великая Мать и как все древние боги, весьма недобрая и вечно требующая от людей жертвоприношений. Также история сохранила не совсем лицеприятные истории о римских жрецах Кибелы.
Поэтому не совсем понятна её функция в сугубо католической Испании конца XVIII века. Если только не предположить, да простят меня верующие – христиане, что этот образ как-то перекликается с образом Мадонны, которой также поклоняются как матери бога, а значит и всего-всего.
В фонтане Сибелес богиня держит в руках скипетр и ключ и одновременно правит колесницей, запряженной двумя львами. Здесь все более-менее понятно, так как есть аж два объяснения для такой тягловой силы. С одной стороны, лев является одним из символов Кибелы, её часто изображают со львом или двумя (другие символы сосна и колосья пшеницы).
С другой стороны, по одному из запутанных греческих мифов, как-то толи сама Кибела, толи Афродита, превратила двух влюблённых, их звали Гиппомен и Аталанта, застигнутых за «этим делом» в храме толи той, толи другой богини, превратила во львов и обязала таскать колесницы.
Фигуры богини и обоих львов были высечены из белого мрамора с прожилками, всё остальное - из камня. Колесница с богиней и львы расположились на пьедестале в виде большого камня, естественного вида. Вокруг камня округлая, довольно большая чаша бассейна.
Фонтан Сибелес результат коллективного творчества нескольких специалистов. Идея фонтана принадлежит архитектору Вентуре Родригесу (Ventura Rodríguez, 1717 - 1785), осуществлявшему реконструкцию этой части Мадрида.
Родригес считается мастером, сумевшим слить стили барокко и классицизм, найти для испанской столицы свой стиль, отличный от других европейских городов и в то же время сделавший Мадрид европейским. Среди его работ также королевский дворец и дворцы Лирия и Альтамира, монастыри, церкви и многие другие постройки.
Непосредственное создание фигур фонтана поручено скульпторам Франциско Гутьерресу Аррибасу (Francisco Gutiérrez Arribas, 1727-1782), который отвечал за фигуру богини и колесницу, и Роберто Мишелю (Roberto Michel, 1720-1786), автору фигур львов. Это весьма достойные господа и их имена еще не раз будут встречаться нам при осмотре достопримечательностей Мадрида.
Фонтан Сибелес с момента своего открытия в 1782 году до его переноса в центр площади Сибелес в 1895 году служил также для снабжения жителей Мадрида водой. Из его чаши поили лошадей, а из двух специальных труб наливали воду в бочки и развозили по домам специальные водоносы. После переноса эта его миссия городу больше не требовалась, и он остался украшением площади.
На новом месте фонтан стал чуть более монументальным, чаша подросла и её борта обрели ступенчатую форму, по которой сейчас красиво стекает вода. Композиции фонтана были добавлены две новые скульптуры позади колесницы. Это фигуры подростков или ангелочков, один из которых держит кувшин, извергающих струю воды, другой черпает воду из чаши бассейна
В середине XX-го века в конструкцию фонтана были внесены некоторые дополнения, в основном они относились к улучшению визуальных эффектов струй воды. Воды стало больше, струи выше.
На этом остановимся. В следующей статье продолжу рассказ о площади, точнее о тех великолепных зданиях, составляющих ее ансамбль.