2009.08.26-2 Прекрасный город Барселона в районе Eixample
Это вторая статья о первом дне в самом замечательном испанском городе Барселона в августе 2009 года. Мы уже полюбовались главным творением Гауди, а теперь идем дальше. Мы побываем на площади Короля Хуана Карлоса I, пройдемся по проспекту Диагональ к Дому со Шпилями или Casa Terrades. Затем прогуляемся по Пасео Грасиа до площади Каталонии, полюбовавшись домом Мила, а также домами Льео Мурера, Амальтео, и Батльо в "квартале раздора".
Завершив осмотр грандиозной стройки, называемой Церковью Святого Семейства или по-испански Саграда Фамилия, мы отправились дальше. Два дня в Барселоне это очень и очень мало, поэтому в первую очередь мы решили побывать в историческом центре города и полюбоваться, хотя бы снаружи бессмертными творениями Антони Гауди.
Однако обойти вниманием не менее интересный и вполне исторический район Барселоны под названием Эшампле (Eixample) мы просто так не могли.
Прошу прощения если в своих обзорах я буду сбиваться при написании имен каталонских исторических персонажей, так как частенько в источниках, которыми пользуюсь, они пишутся и на каталонском и на испанском и не всегда это можно отследить.
Немного о районе Эшампле в Барселоне.
Огромная часть Барселоны, к северу от исторического центра города (ориентир площадь Каталонии) представляет из себя чистенькие улицы и широкие проспекты, пересекающиеся под прямым углом через равные интервалы.
Такое расположение улиц Эшампле объясняется тем, что пространство застраивалось почти единовременно и по единому плану, разработанному инженером Ильдефонсом Серда, в середине XIX века.
И названия бульвары и улицы получили не просто так, а еще до их фактического появления, благодаря модному поэту Виктору Балаге, который закрепил на карте былую славу независимой Каталонии.
До расширения Барселоны по плану Серда на месте Эшампле были пустоши отделяющие историческую часть Барселоны, запертую средневековыми стенами от возникших вблизи города новых фабричных поселков: Грасия, Сантс, Кортс, Сан-Марти... и других.
Однако обеспеченные буржуа вместе с архитекторами-модернистами, быстро превратили Эшампле в респектабельный район. Именно в Эшампле можно найти большинство примечательных образцов барселонского модернизма:
Саграда Фамилия, дом Батльо и дом Мила, больница Святого Павла и дом Аматлье, Дом с шипами и множество других. Помимо архитектуры Эшампле это сосредоточие магазинов и основной деловой район города.
Мы прекрасно осознавали, что район слишком велик, чтобы осмотреть все за имеющееся у нас время, тем более пешком. Поэтому и решили в этот раз ограничится прогулкой по Пасео Грасиа от проспекта Диагональ (станция метро Дигональ на площади Хуана Карлоса I-го) до площади Каталонии.
Проспект Диагональ в Барселоне.
Регулярность уличного плана Серда нарушается лишь двумя магистралями, пересекающими район по диагонали, одна из них так и называется — Диагональ (Avinguda Diagonal).
Проспект Диагональ одна из главных улиц Барселоны, он пересекает весь город от границы с муниципалитетом Льобрегат (Esplugues de Llobregat) до самого моря, на ней так же принято размещать торговые центры и офисы.
Улица меняла свое название при каждом политическом изменении в Испании в течение девятнадцатого и двадцатого веков. Но сейчас круг замкнулся и историческое имя возвращено.
От самого проспекта Диагональ мы увидели лишь маленький кусочек, пройдясь от Carrer de Còrsega через площадь Хуана Карлоса I-го до Дома со Шпилями и обратно.
Фонтанчик La font de la Granota
Там где от проспекта Диагональ отходит улица Carrer Còrsega, перед домом № 389 установлен симпатичный фонтанчик для питьевой воды в стиле модернизма. Он был спроектирован скульптором Jose Campeny в 1912 году.
Бронзовая фигура деревенского мальчика, держащего лягушку, лежит на декоративном каменном постаменте с гербом города Барселона. Изо рта лягушки течет струйка питьевой воды. Место достойное остановки на минутку для пары-тройки фотографий.
Площадь Plaça Joan Carles I
По пути обходим по кругу большую площадь, носящую имя Plaça Joan Carles I. Если я правильно понял то именно так зовут действующего короля Испании. Он возглавил страну 22 ноября 1975 года, после смерти Франко.
Король в Испании мало участвует в текущей политической жизни страны и является прежде всего символом национального единства и гарантом демократических свобод. Но видимо достойный человек, раз его именем назвали площадь, и это при жизни и в Барселоне, где традиционно не сильно жалуют все испанское.
В центре площади установлен обелиск. Это высоченный четырехгранник, сужающийся к вершине как штых. Около штыка стоит фигура женщины в свободных одеждах и с чем-то типа ветви или факела в поднятой над головой правой руке.
Дом со шпилями (Casa Terrades - Casa de les Punxes) в Барселоне.
Целью нашей прогулки по проспекту Диагональ было полюбоваться "Дом со шпилями" или "Домом с шипами" (Casa de les Punxes), имеющем так же название Casa Terrades, по имени владельцев.
Он находится в двух кварталах от площади короля по левой стороне проспекта. Высокий и основательный он занимает целый квартал между пересекающими проспект улицами Carrer de Roger de Llúria и Carrer del Bruc.
Это яркий пример архитектуры барселонского модернизма начала XX века. Автор архитектор Жузэб Пуч (Josep Puig i Cadafalch) для которого Casa Terrades пожалуй, самая значительная постройка.
Работы производились с 1903 по 1905 год и в результате были объединены в один три отдельных дома, принадлежащих сестрам Террадес, ставшим первыми владелицами Дома со шпилями.
Внешне дом со Шпилями своей не совсем обычной для Эшампле архитектурой напоминает средневековый замок, каким-то случаем оказавшийся посреди респектабельного квартала современного города. Свое название «Дом со шпилями» он получил как раз из-за внешнего вида. Дом увенчан шестью коническими башням, украшенным высокими шпилями.
Дом имеет шестиугольную форму в плане и выходит фасадами сразу на три прилегающие улицы. Каждый фасад имеет индивидуальный внешний вид богато украшенный искусной резьбой по камню.
Фасад обращенный в сторону улицы Rosello украшен декоративным панно с изображением Святого Георгия, покровителя Каталонии. Балконы и галереи так же расписаны модернистской резьбой по камню.
В 1975 году здание было признано государственным историческим памятником, в 1980 и 2003 годах производились его реконструкции, последняя вернула дому оригинальный вид 1905 года. Затем Casa Terrades был выставлен на торги и перешел в частное владение, поэтому закрыт для посещений, возможен только наружный осмотр здания.
На бульваре Passeig de Gràcia в Барселоне.
Главным парадным проспектом Эшампле является бульвар Passeig de Gràcia. Если быть честным, то я так и не знаю как правильно произнести/написать по русски слово "passeig", в англоязычных источниках оно часто переводится как "passech", мне как то ближе "пассео", кажется это по испански, а знакомых каталонцев, чтобы спросить нету.
Бульвар был проложен на месте старой дороги ведущей от городских ворот Барселоны, называемых воротами Ангела (на этом месте сейчас площадь Каталонии) в Грасию. Мы пойдем по бульвару Грасии в обратную сторону от Диагонали к историческому центру Барселоны.
Бульвар очень красив, фасады респектабельных построек, до сих пор сохранившиеся фонари из кованого железа, мозаичные скамьи 1906 года, которые многие барселонцы считают работами Гауди.
Нет к этому Гауди отношения точно не имеет, а вот рельефную плитку, которой в 1970-е годы покрыли тротуары бульвара, действительно когда то придумал Гауди для одного из своих домов.
Мы шли прямым ходом к дому Мила, однако перед ним, расположилось интересное здание, занимаемое магазином дизайна интерьеров Vinçon. Оно построено в 1899 году для художника Рамона Казаса, звезды каталонской живописи и в доме можно посетить его квартиру, расположенную в бельэтаже.
У дома Мила (Сasa Milà) в Барселоне.
Гигантский доходный дом Мила (Сasa Milà), по левой стороне бульвара Грасия еще одна выдающаяся работа гения архитектуры Антони Гауди. Дом так же известен под названием La Pedrera, что переводится как «каменоломня». Это последняя светская работа Гауди, закончив ее архитектор полностью ушел в работу над Саграда Фамилия.
Фасад дома действительно похож на вертикально расположенный крутой обрыв какой-нибудь горы, неровная поверхность которого усеянна пещерами. Впечатление усиливают плиты из известняка, примененные для отделки фасада, во всем доме едва ли можно отыскать хоть одну прямую линию.
Овальные квартиры, овальные патио, пожалуй, наиболее полно отражают стремление Гауди оставаться верным природным формам и решениям. Даже железные кованные решетки балконов не выдают его искусственное происхождение, они похожи то ли на скопления каких-то гигантских листьев, то ли на развешенные сети рыбаков.
У дома нет несущих и опорных стен, все перекрытия поддерживаются колоннами и перегородки внутри квартир можно свободно перемещать. Два внутренних дворика дома Мила в полном объеме обеспечивают квартиры светом и воздухом.
Дом Мила это чуть ли не единственный на то время дом в Барселоне, где в каждой комнате было окно, открытое дневному свету. Кроме того, Гауди тщательно продумал систему внутренней вентиляции, что до сих пор позволяет отказываться от кондиционеров.
Домовладелец был одними из первых в городе автомобилистов и первоначальный проект Гауди предусматривал круговые пандусы, по которым жильцы могли бы подъезжать на машинах прямо к своим квартирам, но затем ограничился подземным паркингом, первым в Барселоне.
При жизни архитектора оригинальность дома не пришлась по вкусу жителям окружающих районов, они то и прозвали его каменоломней. Однако потомки оказались более благосклонны к творению гения и 1984 году Дом Мила стал первым сооружением ХХ века, попавшим в список Всемирного Наследия Юнеско.
Сейчас в доме Мила располагается банк Caixa de Catalunya, на деньги которого произведена реставрация дома. Так же здесь можно посетить музей архитектора, он так и называется "Пространство Гауди". Это самый популярный музей города, говорят даже популярнее чем Саграда Фамилия. Его посещение мы оставили на следующий визит в Барселону.
"Квартал раздора" на бульваре Грасия.
На бульваре Грасия множество прекрасных домов, каждый из них имеет или историческую или архитектурную ценность, а многие и ту и другую и осмотреть всё практически невозможно. Но есть одно место, примерно на середине пути между Диагональю и площадью Каталонии, где концентрация шедевров просто зашкаливает.
Это так называемый "Квартал раздора" (Manzana de la discordia). Здесь по правой для нас стороне бульвара между улицами Carrer Aragó и Carrer del Consell de Cent бок о бок стоят дома над постройкой которых трудились три главных столпа барселонского модернизма— Антони Гауди, Льюис Думенек (Lluís Domènech i Montaner) и Жозеф Пуч.
На самом деле в ряду домов больше чем три, но остальные выглядят более чем скромно по сравнению с общепризнанными шедеврами великих мастеров. Осмотр лучше производить с лева на право.
Дом Льео Мурера в Барселоне.
Первый, со стороны площади Каталонии, на углу улицы Consell de Cent это шестиэтажный дом Льео Мурера (Casa Lleó Morera) №35 по бульвару Грасия. Весь такой ажурный, дом украшенный характерной угловой ротондой был построен в 1905-1906 годах архитектором Думенеком.
Он имел прозвище Дирижер и вместе с ним работал ансамбль не меньших талантов того времени: скульптор Арнау, мастер мозаист Бру, мебельных дел мастер Омар.
К сожалению в 1943 году очередной владелец дома, фирма Loewe изменила его до неузнаваемости. Принадлежащему фирме бутику по продаже кожгалантереи понадобились стеклянные витрины от пола до потолка, для чего был фактически снесен весь первый этаж.
Через полвека галантерейщики сделали реконструкцию, вернув внешнему виду фасада подобие прежнего вида. Все же что было на первом этаже погибло безвозвратно, лишь на втором, где была студия модного фотографа, сохранились оригинальные фигуры девушек с граммофоном, телефоном, фотографической камерой и магниевой вспышкой.
Дом Аматлье в Барселоне.
Дальше, через два дома, в средней части композиции стоит дом Аматлье (Casa Amatller), №41 по бульвару Грасиа. Дом был построен в 1898-1900 годах Пучем по заказу шоколадного короля и мецената Антони Аматлье.
Фасад дома украшенный желто-белыми сграффито и фронтоном с уступами в чем-то напоминает фламандскую архитектуру. Но расцветка изразцов плитки голубая, розовая, зеленая, красная все таки говорит о том что мы находимся не в северной Европе, а на берегу Средиземного моря.
Кроме изразцов фасад дома Аматлье украшен коваными решетками, изображением святого Георгия с драконом, скульптурами Арнау в окнах бельэтажа, изображающими мартышку-кузнеца, лягушку-стеклодува, осла-первопечатника и крысу-фотографа.
Сейчас в доме Аматлье работает магазин и выставочный зал ювелиров Bagués Masriera мастеров техники «барселонской эмали» и Информационный центр модернизм.
Дом Батльо в Барселоне.
Но как бы ни был великолепен фасад дома Аматлье, самый-самый дом Квартала раздора все же дом к которому в начале XX века приложил рук великий Гауди. Это дом Батльо (Casa Batlló), №43 по проспекту Грасиа.
Гауди работал над фасадом этого дома совместно с талантливейшим архитектором Жузебом Жужолем, самостоятельные работы которого не очень известны широкой публике. О нем я еще не раз упомяну при описании работ Гауди.
Верхние пять этажей Жужоль покрыл пластинами изразцов разных оттенков серого, белого, зеленого и голубого, перемешав их с круглыми фаянсовыми плитками. Волнистый фасад, меняющий цвет в зависимости от освещения должен отослать наблюдателя к легенде о покровителе Каталонии, святом Георгии.
Чешуйчатый фасад — тело змея, зияющие провалами глазниц балконы — черепа его жертв, а в горбатую крышу, сверкающую на солнце синей глазурованной черепицей (хребет чудища), вонзается увенчанная крестом башня — копье Змееборца.
Оригинальный вид балконов и колонн способствовал появлению другого название дома - «Дом Костей» (Casa dels Ossos). Как и многие другие работы Гауди, дом Батльо в Барселоне включен в список Всемирного наследия Юнеско.
На этом заканчиваем с Эшампле и прогулку по бульвару Грасия. Далее нас ждет бульвар Рамбла и пляж в центре Барселоны.