2023.05.03-3: Дрезден – на Террасе Брюля
Поднимемся на Террасу Брюля и пройдемся по этому интересному архитектурному ансамблю Дрездена, расположенному вдоль набережной Эльбы между мостами Августа и Каролы. Полюбуемся на дворец Стендхаус и установленные на террасе и в одноименном саду памятники.
Продолжаем прогулку по Дрездену во время нашей майской поездки на машине в Германию. От площади оперы с конем и зданием Хофкирхе отправляемся к величественной Террасе Брюля.
Дворец Стендехаус
Прежде чем подняться по ступенькам задержимся у первого здания справа. Это Стендехаус (Sächsische Ständehaus) – дворец, построенный в 1901—1906 на месте старого дворца Брюля по проекту архитектора Пауля Валлота, который также проектировал здание Рейхстага в Берлине.
С 1907 по 1934 год здесь располагался парламент земли Саксония. В 1945 году он сгорел после взрыва бомбы и после войны был восстановлен не полностью. Здание было капитально отремонтировано и отреставрировано в период с 1996 по 2001 год.
Здание Стендехауса используется Высшим земельным судом Дрездена с 2001 года, также здесь находится штаб-квартира Саксонского государственного управления по охране памятников и остались некоторые службы Саксонского парламента.
Архитектурно представляет собой трехэтажное здание строгой конструкции, облицованное песчаником. В плане здание имеет не совсем правильную, трапециевидную форму. На смещенной в сторону башне стоит позолоченная фигура Саксонии работы Иоганнеса Шиллинга.
Из снесенного дворца Брюля в Стендехаус были перенесены две фигуры из песчаника («Мелеагер» и «Аталанте ») работы Лоренцо Маттиелли (1746), стоявшие у входного портала, и другие скульптурные украшения Иоганна Готфрида Кноффлера.
Внутри большой зал пленарных заседаний парламента был заменен на семь отдельных залов для судебных заседаний. Выделяется большой зал на втором этаже, предназначенный для проведения торжественных церемоний.
Перед западным фасадом Стендехауса с 2008 года располагается скульптура короля Фридриха Августа I «Праведного» (1750 — 1827 гг.) созданная Эрнстом Ритшелем.
Памятник, отлитый еще в 1843 году, за это время немного попутешествовал по Дрездену — постоял в Цвингере, позже оказался в Японском дворце и наконец был перемещен к Стендехаусу, благодаря усилиям города, Саксонской академии художеств и частных спонсоров.
Терраса Брюля
Терраса Брюля (Brühlsche Terrasse)— архитектурный ансамбль и туристическая достопримечательность Дрездена. Она имеет протяженность примерно на 500 метров (ширина от 10 до 40 метров) вдоль Эльбы между мостом Августа и мостом Каролы.
Террасу Брюля также называют Балконом Европы. Термин возник и прижился в начале XIX века и позже стал широко использоваться в литературе.
Терраса Брюля расположена поверх городских укреплений XVI века. Название восходит к Генриху фон Брюлю, которому позже (XVIII век) в этом месте принадлежало несколько зданий, расположенных обособленно.
Это были Дворец Брюля, Библиотека Брюля, Галерея Брюля, Бельведер и Сад Брюля с садовым павильоном Брюля, которые вместе носили название «Слава Брюля (Brühlsche Herrlichkeiten)».
Сегодня от них сохранились только некоторые элементы: скульптуры из Дворца Брюля были перенесены в его здание-преемник Стендехаус, от Бельведера остались два сфинкса и фонтан с дельфином, а также два балкона галереи и садовый павильон, которые лучше всего видны с набережной.
В 1814 году князь Николай Григорьевич Репнин-Волконский, бывший генерал-губернатором оккупированного королевства Саксония после поражения Саксонии в Лейпцигской битве, распорядился открыть террасу для публики.
Архитектору Готлобу Фридриху Тормейеру было поручено построить внешнюю лестницу в западном конце. Кристиан Готлиб Кюн создал двух львов из песчаника, которых поместили у подножия лестницы. Позже появилось несколько дополнительных спусков попроще.
Здания принадлежащие Брюлю уступили место новой застройке в конце XIX – начале XX века. Исторические части ранних дрезденских укреплений сохранились под террасой Брюля и их можно увидеть как часть экспозиции Музея Дрезденской крепости.
Мы выйдем на террасу Брюля с запада со стороны Хофкирхе и Стендехауса по ранее упомянутой парадной лестнице, появившейся в начале XIX века.
Лестница была перестроена с 1863 года по проекту Георга Германа Николаи для размещения фигурной группы «Четыре времени суток» скульптора Иоганнеса Шиллинга. Стоявшие здесь прежде два льва из песчаника были перенесены в Большой сад в 1863 году , где они охраняют вход в Кералле со стороны Тиргартенштрассе.
Южную сторону Террасы Брюля занимают общественные здания и музеи. Первый в ряду с запада Стендехаус, о котором уже написал выше.
Перед Стендехаусом находится небольшой сквер, посреди которого небольшой фонтан с чашей бассейна из песчаника. Фонтан появился на террасе Брюля в 1750 году, в 1991 году оригинальные чашу и скульптуру (мальчик с дельфином) заменили на копию.
Следом за Стендехаусом находится интересное здание в котором средняя школа. Оно построено в 1897 году на месте библиотеки Брюля. Рядом с ним находится спуск к улице Мюнцгассе. Далее еще два больших здания о которых напишу отдельно.
Северная сторона террасы Брюля, обращенная к набережной Эльбы остается открытой и свободной от застройки. Только в самом начале к стене примыкает узкий дом, но его высота чуть ниже террасы. С террасы Брюля открывается панорама на Нойштедтерскую сторону Эльбы.
Восточная часть террасы Брюлля заканчивается небольшим зеленым садиком со скамейками, остатками оборонительных укреплений и множеством памятников. Также несколько памятников и скульптурных композиций есть и на самой террасе.
Памятники террасы Брюля
Напротив здания школы установлен памятник скульптору Эрнсту Ритшелю (Ernst Friedrich August Rietschel, 1804 — 1861 гг.), созданный Иоганнесом Шиллингом (Johannes Schilling, 1828 — 1910 гг.) к пятнадцатой годовщине смерти мастера (1876 год).
Представляет собой округлое основание с фигурным каменным пьедесталом. На нем установлена высокая колонна с большим бюстом героя. Дополняют композицию рельефы, изображающие историю, поэзию и религию, а также три фигуры, символизирующие рисование, лепку и чеканку.
На памятник нанесена надпись: «На месте его работы», напоминающая нам что мастерская Ритшеля располагалась на этом месте в садовом павильоне Брюля.
Чуть далее между зданиями школы и Дрезденской академии изобразительного искусства, напротив спуска к улице Мюнцгассе, на небольшой выделенной площадке установлена композиция «Земля и планеты». Представляет собой бронзовую сферу диаметром чуть более метра с растущими из нее кристаллами, символизирующими постоянно меняющийся мир.
Сферу окружают медальоны с названиями бастионов укреплений Дрездена, названных в честь планет в 1721 году. Они вмонтированы в пол концентрическими кольцами, выложенными брусчаткой разного цвета. Это относительно современная композиция, созданная в 1988 году.
Далее между следующими зданиями у лестницы ведущей к Георг-Трёу-Плац благодарные дрезденцы установили памятник Готфриду Земперу, который также был создан Йоханнесом Шиллингом к 1892 году.
На высоком ступенчатом основании из мейсенского гранита установлена ростовая фигура героя, выполненная из бронзы. Он одет в костюм, поверх накинуто пальто, в руках частично свернутый архитектурный чертеж. Рядом на перилах балюстрады служащих обрамлением памятника группа фигур четырех времен суток, также созданных Иоганнесом Шиллингом.
Дрезденцы хотели видеть памятник своему великому земляку сразу после смерти Земпера в 1879 году. Однако Королевство Саксония и город Дрезден отказались финансировать его, так как архитектор был не в фаворе у властьимущих.
В итоге создание памятника профинансировал Союз немецких архитекторов и инженерных ассоциаций и он был открыт в сентябре 1892 года. Памятник Земперу пережил разрушительные воздушные налеты на Дрезден в феврале 1945 года невредимым.
В бывшем саду Брюля, которым оканчивается Терраса Брюля находится фонтан с дельфинами и два сфинкса работы Иоганна Готфрида Кноффлера. Здесь также установлены памятники ученому Иоганну Фридриху Беттгеру, художникам Каспару Давиду Фридриху и Людвигу Рихтеру.
На углу Юнгфернбастай, одного из последних укреплений Дрездена, обращенном к Эльбе, установлена скульптура - памятник курфюрсту Морицу Саксонскому. Мы его видели проезжая по набережной к мосту через Эльбу.
Это старейший (1555 г.) сохранившийся памятник Дрездена и первый, воздвигнутый члену рода Веттинов. Памятник из песчаника восстанавливался дважды в 1818 и 1871 годах.
Изначально он был установлен в другом месте, а на нынешнее был перенесен в 1895 году. В 2000 году памятник Морицу заменили копией, а оригинал отправился в казематы под террасой Брюля, в музей Дрезденской крепости.
На памятнике курфюрст Мориц вручает родовой меч своему брату Августу. Смерть стоит позади Морица с песочными часами в руке, над ними Святая Троица. По бокам изображены жены курфюрстов — Агнесса Гессенская и Анна Датская.
Историческая подоплека изображения в том, что Мориц был смертельно ранен в битве при Зиверсхаузене в 1553 году. Поскольку потомков у него не было курфюрстом стал его младший брат Август.
Сад Брюля
Садом Брюля теперь называют восточную часть Террасы Брюля, расположенную над остатками бастиона Юнгфернбастай, месте расположения бывших Бельведеров (I-IV). А когда-то так называли всю территорию сада на террасе.
Здесь много зелени и несколько памятников знаменитым дрезденцам, о которых я уже писал выше. Значительную часть Сада Брюля занимает фонтан Дельфинбруннен (Delphinbrunnen).
Две лестницы, ведущие на холм Бельведер, окружают водный бассейн площадью порядка ста квадратных метров. Скульптурная группа фонтана представляет собой мальчика (путти) верхом на дельфине.
Струя воды извергается изо рта дельфина в наполненную водой чашу в виде большой раковины, а из нее в водный резервуар внизу, выстланный расходящимися кораллами.
В самой чаше фонтана есть два фонтана меньшего размера, которые были установлены во время реконструкции в 1992 году на основе старых гравюр на меди. Фонтан окружен решеткой в стиле рококо.
Фонтан с дельфинами был создан в 1750 году и был частью садов Второго Бельведера, который уже не существует. Фигуры выполнены из песчаника , облицовка фонтана из ракушечника и камня.
Фонтан отреставрировали в 1991/92 годах. Он дополнительно получил подсветку для ночного времени, а пространство перед ним было засажено молодыми липами.
В медвежьем питомнике возле памятника Иоганну Фридриху Беттгеру на перилах террасы Брюля можно увидеть отпечаток пальца Августа Сильного. По легенде, этот отпечаток в поручне перил остался здесь, когда курфюрст проверял их на прочность.
Однако, справедливости ради, стоит сказать, что перила в этом месте появились только во время реставрационных работ на Террасе Брюля в 1900 году, то есть намного позже смерти Августа Сльного (1733 год).
Новая Синагога Дрездена
И несколько слов о достопримечательности Дрездена не имеющей отношения к Террасе Брюля, но видимой с нее, если смотреть в восточном направлении.
Это Новая Синагога (Neue Synagoge) Дрездена — открытая для еврейской общины в 2001 году. Синагога и общественный центр были построены на месте, где с 1840 года до ноябрьских погромов 1938 года стояла Старая синагога Готфрида Земпера.
Еврейская община Дрездена выбрала, я бы сказал не совсем привычный, проект саарбрюккенской архитектурной фирмы «Wandel, Hoefer и Lorch + Hirsch». Тем не менее новое здание было признано европейским зданием года в 2002 году.
Новая синагога представляет собой «куб, повернутый на восток», при этом «выбранная форма куба... основана на первых храмах израильтян ». Новая синагога и общественный центр состоят из двух противоположных возвышающихся кубов, построенных из «твердого камня с характером песчаника».
Разумный рационализм и абстрактный модернизм характеризуют строительный комплекс. Серо-желтый цвет и структура здания хорошо вписываются в архитектуру песчаника старого города Дрездена.
Высота здания 24 метра, оно выложено из 34 слоев фигурной каменной кладки, каждый из которых слегка смещен относительно нижнего. В то время как нижний слой камня ориентирован на границы участка, верхний слой на высоте 24 метра имеет точную ориентацию на восток.
Этот трюк позволил оптимальное использовать узкий участок земли, который уменьшился в размерах за счет строительства нового моста, и необходимую ориентацию по сторонам света.
В следующей статье мы покинем Террасу Брюля и отправимся к Фрауэнкирхе, но прежде несколько слов скажу о двух солидных зданиях обращенных фасадами на террасу.