2016.06.19-2 Прага Вышеград часть II, главное
Представляю вторую часть статьи о Вы́шеграде (Vyšehrad). В первой мы только успели войти в Таборски ворота и выпить пива в ожидании пополнения нашей компании. Теперь идем дальше посмотрим на Прагу со стен крепости, сфотографируем ротонду Святого Мартина, зайдем в величественный храм Святых Петра и Павла и на Вышеградское кладбище — место погребения знаменитых деятелей Чехии.
Леопольдовы ворота Вышеграда.
Теперь нам нужно пройти в Представительные Леопольдовы ворота (Leopoldova brána, 06) входные двери на территорию укреплений XVII—XVIII веков. Ворота названы в честь Леопольда I (Leopold I.; 9 июня 1640 — 5 мая 1705) - императора Священной Римской империи, короля Венгрии, Чехии и т.д., правившего во время той реконструкции Вышеграда.
Ворота построены в архитектурном стиле барокко с элементами классицизма, автор скульптур итальянский мастер. На верхушке фронтона восседает каменный орел, чуть ниже по сторонам пушечные ядра а затем два лежащих льва. Фронтон так же украшен элементами геральдики, один из них щит с императорским орлом.
Леопольдовы ворота называют так же и Французскими воротами. Возможно это связанно с легендой о призраках французских солдат, погибших или умерших в Вышеграде, во время захвата Праги в середине XVIII века (Война за австрийское наследство). и появляющихся у ворот.
Практически сразу за Леопольдовыми воротами, по правую руку будет небольшой подъем с дорожками на стены вышеградской крепости и не только. Справа так же расположилось едально-питейное заведение Hospůdka Na Hradbách. Вот где раздолье для любителя чешского пива и чешской же кухни. К тому же часть столов этого заведения расположены практически на крепостной стене, предоставляя возможность любоваться на Нусельский мост и дома под ним.
Ротонда святого Мартина в Вышеграде.
Перед тем как подняться на крепостную стену Вышеграда, мы полюбовались на Ротонду святого Мартина (Rotunda svatého Martina, 07). Это самая старая из сохранившихся в Вышеграде, а возможно и во всей Чехии, построек. Ее появление здесь датируется первой половиной XI века, по крайней мере во времена правления князя Вратислава II, ротонда уже служила приходской церковью.
Бури гуситских войн бушевавшие в Вышеграде, хоть и привели к разграблению ротонды святого Мартина, но стены ее первоначальной кладки в романском стиле остались целы и использовались в качестве порохового, а затем и обычного склада. Также в ротонде есть подвал, находящийся под землей и служивший укрытием.
Последующие реконструкции были выполнены аккуратно, в неороманском стиле. Сейчас ротонду украшают изображения по мотивам коронационного кодекса Вышеграда. Те же художественные сюжеты, а так же сцены из Нового Завета использованы и в интерьерах.
Прогулка по стене Вышеграда
Прогулка по восточной стене Вышеграда позволяет полюбоваться не только Нусельским мостом но и другими видами Праги.
Внизу в районе под стенами Вышеграда в кадр нашего фотоаппарата попала Церковь Благовещения Девы Марии (Kostela Zvěstování Panny Marie Na trávníčku). Ее история восходит к монастырю основанному здесь при короле Карле IV (1360 год). Во время гонений на монастыри при правлении императора Иосифа II монастырь был закрыт, а церковь осталась народу.
А вдали просматривается церковь Святого Аполинария (Kostel svatého Apolináře), так же времен Карла IV (1362 год). Церковь была построена в готическом стиле, потом перестраивалась в духе времени. Последняя историческая реставрация под руководством Йозефа Моцкера вернула церкви ее прежний облик в готическом стиле.
Внутри крепостной стены Вышеграда, так же есть на что посмотреть. Там расположились казематы (Vyšehradské Kasematy, 39) - помещения для сосредоточения войск, защищающих крепость, место хранения оружия, боеприпасов и продовольствия.
Это довольно темное и мрачное место, поэтому в казематы мы не полезли, просто упоминаю о них. При строительстве Казематов Вышеграда были использованы передовые для своего времени технические решения в отношении естественной вентиляции и освещения. В результате в казематах Вышеграда на протяжении всего года температура воздуха и влажности остается практически одинаковой, что позволяет обеспечить сохранность шести оригинальных статуй Карлового моста.
Прогулку по восточной стене Вышеграда заканчиваем у северных - Кирпичных ворот (Cihelná brána, 38). Это молодые ворота, появившиеся при прокладывании новой дороги из Праги в 1841-1842 годах. Их так же называют Пражскими или Новыми. Ранее с этой стороны так же были ворота, носившие название Иерусалимских, но они не сохранились.
Сегодня в Кирпичных воротах один из постоянно действующих выставочных залов Вышеграда с экспозицией об истории развития крепости, представлена военная форм и оружие.
Вышеградское кладбище.
Вышеградское кладбище (Vyšehradský hřbitov, 28), расположившиеся под стенами собора Святых Петра и Павла занимает довольно приличную площадь. В земле Вышеградского кладбища покоятся сотни выдающихся деятелей, которые в свое время способствовали развитию чешской культуры, образованности, национального самосознания и государственной независимости. Ни на одном другом кладбище в Чешской республике не найти такого скопления великих имен, как здесь.
Кладбище в Вышеграде существовало всегда, сначала здесь находились лишь захоронения капитульного храма и до начала 60-х годов XIX-го века кладбище занимало лишь небольшой участок в непосредственной близости от церкви святых Петра и Павла.
На середину того века, пришлось начало бурного развитие чешского национального сознания. Одним из его проявлений стало создание общего захоронения тех, кто принимал участие в национальном возрождении, по примеру некоторых других европейских стран.
После некоторых дискуссий о месте расположения кладбища выбор пал на Вышеград, который к тому моменту уже становился символом многовековой чешской истории. Сейчас это особое место вечной памяти о тех людях, которые посвятили свою жизнь и творчество родной стране.
По Вышеградскому кладбищу мы гуляли довольно долго, но все равно сложно было осмотреть все надгробия, росписи и скульптуры. Изначально на Вышеградском кладбище устанавливали только отдельные памятники, затем стали появляться комплексы из склепов, украшенных массивными скульптурами.
А общий вид кладбища стал формироваться под руководством архитектора, так появились окружающие его территорию неоренессансные аркады с тосканскими колоннами и усыпальница Славин.
Усыпальница Славин, построенная в 1889-1893 годах в конце главной аллеи кладбища стала доминантой всего кладбища. Это уникальный национальный Пантеон, в котором захораниваются самые-самые видные представители чешского народа. Общее число захоронений на сегодня более шестисот, среди них Антонин Дворжак, Карел Чапек, K. Г. Маха, Ян Неруда, Альфонс Муха, Бедржих Сметана, Йозеф Мысльбек.
Усыпальница представляет собой большую прямоугольную площадку на возвышении, куда ведет гранитная лестница с балюстрадами. На площадке - каменный постамент, с трех сторон окруженный стенами с погребальными нишами для урн и мемориальных табличек.
На вершине постамента скульптура «Крылатый гений Родины» - ангел склонившийся над саркофагом, а у ее подножия по бокам установлены фигуры «Отечество Скорбящее» и «Отечество Побеждающее». В фасад усыпальницы Славин вмонтирована табличка с именами первых 15 захороненных здесь чехов и надписью «Вы мертвы, но еще говорите». Интерьер внутреннего склепа усыпальницы Славин украшен мозаикой, стены облицованы итальянским мрамором.
Над оформлением кладбищенских надгробий работали известные скульпторы, такие как Йозеф Мысльбек, Франтишек Билек, Богумил Кафка и другие. Они привнесли в ансамбль кладбища скульптуры из мрамора и бронзы, роспись, мозаику, позолоту, кованые ограды, металлическое кружево и множество других интересных с точки зрения искусства декоративных элементов, стилей и форм, позволяющие увидеть развитие чешского художественного искусства.
Базилика Святых Петра и Павла в Вышеграде.
Теперь отправляемся на осмотр, наружный и внутренний, Базилики Святых Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla, 27). Это одно из самых старых сооружений Вышеграда, ее появление датируется концом XI века. Именно тогда, по инициативе короля Вратислава II было начато строительство собора с оглядкой на аналогичный в Риме.
Вратислав II отправил представительную делегацию в Рим с целью внимательно осмотреть Храм Святого Петра и получить у Папы благословение на строительства подобного храма в Вышеграде и независимость от епископата Праги.
И ему удалось получить не только простое разрешение, но и массу рекомендаций по убранству вышеградского храма на подобие римского. Вместе с послами в Вышеград из Рима даже прибыл епископ, чтобы заложить первый камень базилики. К сожалению в середине XV века, во время гуситских войн это первоначальный храм был полностью разрушен.
В последствии собор был построен вновь и затем несколько раз перестраивался в соответствии с архитектурными веяниями своего времени. Свой нынешний вид базилика Святых Петра и Павла приобрела в 1885 году.
Это результат реконструкции храма под руководством Йозефа Москера в близком к изначальному неоготическом стиле. Высокие фасадные башни, по которым мы сейчас безошибочно опознаем силуэт собора, были построены к 1903 году по проекту архитектора Франтишека Микши.
Интерьер базилики Святых Петра и Павла так же достоин осмотра и упоминания. Особого внимания заслуживает алтарь с изображением святых покровителей Чехии и готической иконой Девы Марии, реликвией 1355 года из коллекции короля Рудольфа II.
Стены базилики расписаны Франтишеком и Марией Урбановымих, у алтаря привлекает внимание каменный романский саркофаг. Согласно легенде, в нем покоятся останки римского воина Лонгина, причисленный впоследствии к лику святых.
Довольно странно конечно причислять к святым римлянина, который проткнул копьем распятого Христа, хоть он и принял впоследствии христианство и умер в муках, но факт остается фактом. Впрочем историки считают, что в гробнице хранятся останки кого-то из Пршемысловичей.
Скульптуры Йозефа Мысльбека в Вышеграде.
Памятники Йозефа Мысльбека (Josef Václav Myslbek, 24) это четыре скульптурных композиции, изображающие реальных и сказочных народных героев Чехии, установленные в небольшом зеленом скверике Вышеграда.
Скульптура «Пршемысл и Либуше» изображают основателей правящей династии - княжну Либуше с Пршемыслом, которые, согласно легендам, был предком чешских правителей.
Скульптура «Забой и Славой», изображающая богатырей - символ борьбы чехов с иностранными захватчиками. По легенде, богатыри стали победителями войска Людека, которое было отправлено Карлом Великим для захвата чешской земли.
Скульптурная композиция «Цтирад и Шарка» отсылает нас к временам так называемой Девичьей войны. После смерти Либуше ее верная подруга Власта отправила послов к Пршемыслу с предложением, чтобы он вступил с ней в брак. Пршемысл не дал немедленного ответа, поэтому Власта объявила мужчинам войну. В одном из эпизодов этой войны красавица Шарка, вместе со своими подругами, заманила обманом и погубила благородного героя Цтирада.
С Девичьей войной связана и четвертая скульптурная группа - «Лумир и Песня», которая изображает старого певца с девушкой, олицетворением Песни. Лумир – певец, прославившийся изысканным языком песен и музыкальным талантом.
Скульптурные группы были созданы мастером на протяжении 1889 – 1897 годов. Но появились в Вышеграде лишь в 1948 году, после реставрации. А первоначально все четыре скульптурные группы были установлены на мосту Палацкого, но были повреждены в ходе Второй Мировой Войны.
При описании Вышеграда я главным образом выделял те достопримечательности, что смог опознать на кадрах снятых на наш фотоаппарат. Конечно в кадр попало не все, а некоторые развалины и просто здания опознать так и не удалось.
Завершили мы нашу прогулку по Вышеграду в его северо-восточном углу. Там находится начало спуска по лестнице в сторону набережной Влтавы к трамваям идущим в сторону центра Праги. Дальше нас ждет Карлова площадь, но это уже другая история.