2008.01.05-2 Центр Хельсинки, Финляндия - Кауппатори и Эспланада
Продолжим про Хельсинки – прогуляемся по Рыночной площади Кауппатори с обелиском Императрицы и паромом на Суоменлинну, полюбуемся на фонтан Хавис Аманда, один из символов города. Затем пройдемся по Эспланада парку, летом радующему зелеными деревьями и множеством цветов, а зимой позволяющему быстро добраться до проспекта Маннергейма.
О нашей первой поездке в Хельсинки в первых числах января 2008 года я немного рассказал в материале об острове/полуострове Катаянокка - «Терминал паромной компании Викинг на острове Катаянокка в Хельсинки» и продолжил тему в статье - «Центр Хельсинки, Финляндия - Успенский собор и набережная Силтавуоренранта».
Рыночная площадь в Хельсинки – Кауппатори.
В завершении последней статьи мы, перейдя мост влюбленных отправились направо, в сторону набережной Силтавуоренранта.
Если же пойти прямо и пересечь канал Katajanokan kanava по безымянному пешеходному мостику, то мы попадем на Рыночную или Торговую площадь Хельсинки – Кауппатори (Kauppatori).
Как и следует из названия, Кауппатори служила и служит жителям Хельсинки и гостям города в качестве торговой площадки. Так как Хельсинки город у моря, то прежде всего здесь торговали рыбой.
Хельсинки город молодой и еще в конце XVIII века там, где сейчас современная Рыночная площадь находилась обычная необорудованная набережная городской бухты с рыбацкими доками. Рыбаки после удачного лова, швартовали здесь свои лодки и продавали рыбу горожанам.
Главной рыночной площадью города в то время была Большая Рыночная площадь, которая располагалась на месте нынешней Сенатской. Думаю, не имеет смысла здесь подробно углубляться в историю Хельсинки и Финляндии.
Немного об этом, так сказать основные вехи, в статье «Крепость Суоменлинна, Финляндия». Если этого недостаточно можно обратится к википедии или другим более достоверным источникам.
Рыночная площадь, как отдельное градостроительное решение появляется в начале XIX-го века, когда центр Хельсинки (тогда Гельсингфорса) был серьезно реконструирован, чтобы достойно представлять столицу Великого княжества Финляндского Российской империи.
По плану архитектора Юхана Альбрехта Эренстрёма (Johan Albrecht Ehrenström; 1762—1847), которого буду еще не раз упоминать при описании центра Хельсинки, Старая рыночная площадь была преобразована в новую монументальную Сенатскую площадь. А на месте рыболовных пирсов была создана новая Рыночная площадь.
Для создания площади понадобился подъем территории, а неровная естественная береговая линия была преобразована в три отдельных гавани способных принимать бóльшие чем обычные рыбацкие лодки суда.
Дополнительная реконструкция была произведена в 90-х годах XIX-го века. Она заключалась в углублении и расширении гавани, расширении площадь в сторону моря, а по ее сторонам были построены два разводных моста, позволившим продлить железную дорогу на Катаянокку.
Эти рельсы были ликвидированы в 80-х годах прошлого века с началом преобразований на полуострове.
Сейчас на Кауппатори по-прежнему рыночная площадь. Правда, чем торгуют сказать не могу, так как во все многочисленные поездки в Хельсинки как-то проскакивали мимо.
Причальные стенки гаваней Каупатори служат для швартовки туристических корабликов, предлагающих обзорные водные экскурсии, а от одной из них отходит паром к крепости Суоменлинна, от другой на Коркеасаари к Зоопарку.
На Рыночной площади Хельсинки проводятся массовые публичные мероприятия, в том числе трансляции на больших экранах с чемпионатов мира по хоккею с шайбой, на которых сборная Финляндии показывает хорошие результаты. Площадь Кауппатори пела и плясала в тот день, когда финская группа победила на Евровидении.
На площадь Кауппатори обращены фасады сразу двух важных общественных зданий – Дворца президента Финляндии и Ратуши города Хельсинки.
Тем не менее среди массовых публичных мероприятий не было отмечено каких-либо демонстраций или призывов к подобным, за исключением одиночных пикетов.
Обелиск или камень Императрицы на Кауппатори
Среди достопримечательностей непосредственно на Кауппатори, так называемый «Обелиск императрицы», называемый также просто «Камень императрицы (Keisarinnankivi)». Это один из старейших в Хельсинки памятников.
Это высокий обелиск из красного гранита с установленной на вершине бронзовой композицией из шара и восседающего на нем имперским русским двуглавым орлом.
Автор памятника другой известный и значимый для Хельсинки архитектор, а в данном случае и скульптор Карл Людвиг Энгель (Johann Carl Ludwig Engel, 1778-1840).
Обелиск был установлен как памятный знак на том месте где на берег сошла супруга Николая I, императрица Александры, во время первого посещения Хельсинки в 1833 году.
Не совсем понятно почему памятного знака удостоена именно императрица, Хельсинки она посещала вместе с императором.
В апреле 1917 года революционные матросы сняли шар и орла с обелиска в порыве революционного энтузиазма. Помните «…Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим…»? Только вот певцы эти оказались способны лишь на разрушения, а восстанавливали другие.
Обелиск был восстановлен в первоначальном виде в 1971 году по инициативе жителей Хельсинки. Российского! Императорского орла! Восстанавливают по инициативе финнов! Не Церетели какой-нибудь дарит (читай навязывает), а сами восстанавливают памятники «угнетателям» и «сатрапам».
Финны вообще потрясающий народ, который помнит и ценит все что происходило в их истории, не занимаясь переписыванием в угоду «современным» веяниям и коньюктуре. Ох многим бы стоило у них поучится этому.
Шар и орла толи нашли, толи создали заново. Вот этот момент я так до конца и не понял. Финскоязычный интернет отличается особой краткостью и лаконичностью. Финны вообще больше делают чем говорят, а мой любимый девиз «быть, а не казаться» в Финляндии воплощается наиболее полно.
Фонтан Хавис Аманда на Кауппатори.
Идем дальше, направление на запад. В самой западной части Кауппатори, а возможно и на отдельном самостоятельном пространстве стоит еще один памятник, один из символов Хельсинки.
Это «Хавис Аманда (Havis Amanda)» - фонтан с центральной обнаженной женской фигурой. Зимой, понятно, фонтан не работает, но мы его видели и летом, так что есть о чем рассказать.
Обнаженная бронзовая женщина появляется из моря, это русалка, запечатленная в тот момент, когда она уже выпила зелье, отринула хвост и собственными ногами опирается на спины дельфинов или каких-то других водных созданий, несущих её к новой судьбе. Из пастей этих рыбо-дельфинов бьют струи воды.
По замыслу автора скульптура воплощает дух города Хельсинки, рожденный и питаемый волнами моря. А автор памятника никто иной, как финский скульптор Карл Вильгельм Вальгрен (Carl Wilhelm Wallgren, 1855-1940), подписывающийся также как «Ville».
К моменту создания Хавис Аманды он уже заработал себе имя работами в Париже, но до того не был востребован на родине.
Это самая масштабная работа скульптора, обычно работавшего с меньшими формами. Тем не менее все критики и поклонники признают, что монументальная Хавис Аманда обладает той же чувствительностью, что и миниатюрные женские скульптуры Валлгрена.
Фонтан появился на рыночной площади Кауппатори в Хельсинки в 1908 году. Но прежде фигура Хавис Аманда была продемонстрирована на очередном парижском художественном салоне, и французы уже примеривались установить скульптуру на Елисейских полях.
Вода фонтана ниспадает с большого постамента под фигурой женщины, установленного в центре довольно большой круглой бассейновой чаши из красного гранита. На бортиках чаши симметрично расположились четыре черные фигуры морских львов (или может тюленей), пасти которых также извергают струи воды.
Автор всей композиции бассейна, окружающего статую, точно не известен. Над ним работали несколько мастеров, в том числе и сам Валлгрен. Как минимум к фигурам морских львов он руку приложил точно. Известны его работы фигур морских животных, в том числе и группа морских львов, подаренная в 1910 году художественному музею в Турку.
Название Хавис Аманда восходит еще к условию, сопровождавшему заказ на скульптуру. Оно передает основную его идею - «Любимая Морем». Это комбинация слов «hav», что по-шведски означает море, и «amanda», любимая по-латыни (если верит тому что написано в финской википедии, ибо ни в шведском ни в латыни я не силен).
Кроме того, имя Хавис Аманда пошло в народ со страниц шведскоязычного журнала «Фирен», опубликовавшего, буквально через несколько дней после открытия фонтана, народную шведскую балладу.
В оригинальной истории главная героиня Аманда тонет в бурном море, но Вальгрен предложил дополнил историю, и согласно этому дополнению Аманда сначала возрождается русалкой, а затем возвращается к людям. По-фински произносится, что-то типа Хаависто Манта
Кстати, финское общество начала XX века не сразу приняло образ Вальгрена. Сторонники «традиционных ценностей» утверждали, что Хавис Аманда слишком легкомысленна, слишком французская и не соответствует образу «скромной финской девушки». Досталось и морским львам, как не аутентичным Финляндии. Сейчас это вызывает лишь улыбку, а тогда породило длительные споры, к счастью без актов вандализма.
Память мне подсказывает, что с положением самой фигуры Хавис Аманты тоже связана какая-то история, не знаю, правдивая или нет. Расположение лица и, соответственно, попы фигуры действительно не совсем обычное.
Ведь если русалка выходит из моря, то логично предположить, что направляется она к Эспланаде. А если не совсем удобно, что к Кауппатори, в этом случае, она окажется задом, то можно было бы развернуть на сто восемьдесят градусов.
Но она стоит поперек этой линии, передом к не особо значительному зданию. Скорее это компромисс, так как ее голова всё-таки повернута влево и взгляд направлен в сторону моря. Но и дает почву для той истории, в которой русалка установлена к зданию, владелец которого не учувствовал в сборе средств на памятник.
Эспланада парк в Хельсинки.
Эспланада (Esplanadi) Хельсинки это два небольших бульвара идущих от Кауппатори к проспекту Маннергейма. Между бульварами расположен небольшой сквер с названием Парк Эспланады (Esplanadin puisto).
Зимой здесь не особо уютно, обычно дует приличный ветер со стороны моря, но летом на Эспланаде хорошо. Сюда можно прийти просто посидеть на скамейке под сенью старых лип, послушать музыку и посмотреть уличные выступления с импровизированных или стационарных сцен.
Эспланада парк был спроектирован Энгелем в 30-е годы XIX века, тогда главным архитектором Хельсинки специально для досуга жителей. Также у Эспланады была и другая, сугубо практическая цель – препятствие пожарам. В городе все еще преобладала деревянная застройка, несмотря на растущее число каменных домов.
Дизайн парка Эспланады создавал главный городской садовник Хельсинки, он заложил ряды липы с обеих сторон, образующих внутреннее пространство, похожее на зал.
Одна из самых старых построек, сохранившихся внутри Эспланады - исторический ресторан «Kappeli», построенный в 1867 году. Перед рестораном небольшой бассейн, летом покрытый многолетними растениями, такими как лунные лилии и экзотические лилии Нила. На зиму их прячут в оранжереи.
Бассейн украшен небольшими скульптурами, среди них русалка и маленький мальчик, играющий с рыбой. По бортикам цветы в больших цветочных горшках.
Рядом площадка, где каждый год с начала мая до конца августа проходит самый длинный музыкальный фестиваль Финляндии. В итоге каждое лето на сцене выступают около 200 артистов и групп.
Ближе к центру Эспланады установлен большая бронзовая фигура на высоком пьедестале, это памятник финскому поэту Йохану Людвигу Рунебергу. Нам он не известен, но судя по описаниям в интернете это «финский Пушкин». Памятник стал первым общественным памятником, установленным в Хельсинки финну.
В композицию памятника входит бронзовая фигура девушки, представляющая Финляндию, в правой руке у нее лавровый венок, под левой строки финского гимна, автор которого как раз Рунеберг, а у ног его книги. Имя самого Рунеберга на памятнике не указано, предполагается что это и так все знают.
В начале июня вокруг памятника цветут яблони, все лето на газонах множество других цветов. Темными зимними ночами высокие деревья подсвечиваются. Памятник популярен среди местных жителей также как удобное место для встреч.
В этой части Эспланада парка сохранились четыре исторических парковых павильона. Павильоны на южной стороне датируются в 1893-м и 1909-м годамих, а северные были спроектированы в 1928 году.
Парковые скамейки были обновлены при реконструкции парка в 1998 году, тогда же появились и черные урны гербом города. Фонари освещения тоже новые, но созданы на основе исторической модели.
В западной части Эспланада парка расположился Шведский театр. Первый был спроектирован профессором Николаем Бенуа, придворным архитектором царя Николая I, и завершен осенью 1866 года. Поздние перестройки оставили почти нетронутым сердце театра, оригинальный зал в красно-золотых тонах.
В этой части Эспланады больше деревьев, что делает эту часть привлекательной для отдыха в жаркие дни. Старый конский каштан цветет красиво в начале июня. Рододендроны, гортензии и сезонные растения цветут рядом с террасой ресторана, недалеко от театра.
Здесь под сень деревьев установлены памятники известным финам - журналисту и историку Захарии Топелиусу (1818–1898) и поэту и журналисту Эйно Лейно (1878–1926).