2023.09.14-1: Гандия во Дворце герцогов Борждиа
Сегодня по плану поездка в город Гандия (Gandia) для осмотра дворца герцогов Гандии из небезызвестного семейства Борджиа. А кроме того оставим машину на подземной парковке и посмотрим на подвесной мост Ла-Ферия через реку Серпис.
Этой статьёй начинаю описание нашего пути по достопримечательностям того кусочка испанского побережья Коста Бланка, где мы отдыхали во время небольшого сентябрьского отпуска 2023 года.
Сегодня по плану поездка в Гандию (Gandia) – город на средиземноморском побережье на север от нашего места проживания. Это исторический город, слывший важным культурным и торговым центром еще в XV веке в том числе благодаря университету.
Гандия общая информация
Сейчас Гандия — один из крупнейших прибрежных городов Испании с населением более 200 000 человек летом, а также центр торговли и туризма в своем регионе. Город, кстати, очень правильно устроен – он разделен на две основные зоны, что позволяет отделить летний туризм от повседневной жизни.
Сам город Гандия, в котором есть все исторические памятники, коммерческая деятельность и магазины, находится в паре километров от пляжа Гандия, где расположены апартаменты и летние резиденции, используемые отдыхающими в сезон. Бары и ночные клубы также сосредоточены в зоне пляжа.
В этот раз на пляже мы не побываем, но поверьте, в Гандии они прекрасны. Во время одной из прошлых поездок в Испанию в 2011 году мы были на отличном пляже в Оливе, это примерно в пяти километрах южнее Гандии. И если оттуда смотреть на север, то прекрасные песчанные пляжи тянуться как минимум километров на двадцать, а то и более.
Наша цель сам город Гандия, где оказывается, среди прочих достопримечательностей, находится дворец представителей небезызвестного семейства Борджиа, трудившихся местными герцогами. И там есть на что посмотреть.
Гандия распложена в 90километрах по трассе в сторону Валенсии. Дворец легко ищется в навигаторе Waze, которым мы постоянно пользуемся во время наших путешествий по Европе и добраться до него на машине не представляется сложным.
Паркинг Parquings Del Centre в центре Гандии
В итоге навигатор, установленный на адрес дворца Борджиа привел буквально к въезду в подземный паркинг расположенный в том месте где заканчивается красивый бульвар с платанами (Paseo de las Germanías) и начинается симпатичный пешеходный мост (Puente De La Feria) через реку.
Паркинг, если не ошибаюсь называется Parquings Del Centre (Centre Historic Parkhaus на картах Google). Въезд в него открывается справа по ходу движения по бульвару к реке, перед самым поворотом дороги налево на улицу, по которой адрес дворца. Расположен очень удачно, главное не пропустить.
Хороший, удобный и недорогой паркинг. Перед въездом табло с количеством свободных мест, в нашем случае (четверг, утро) их было 122. При въезде берешь билетик, при выезде – оплачиваешь. Стоимость парковки 1€ в час, с нас взяли 2.45€, как видите цифра не ровная, т.е. до полного часа не округляется.
Есть конечно и минусы, но они были характерны для всех испанских парковок нашего отпуска. У паркинга очень узкая разметка мест и проездов, что в сумме осложняет парковку даже такой, относительно небольшой машины как Audi A4.
Мост Puente De La Feria
Парковка находится у самой реки Серпис (Serpis) рядом с подвесным пешеходным мостом соединяющий два её берега. Конструкция моста Ла-Ферия представляет собой основательное произведение современного архитектурного стиля, построенное из стали и бетона.
Современный дизайн и хорошая интеграция с окружающей средой делают мост Ла-Ферия впечатляющим архитектурным произведением, достойным восхищения. Поскольку это пешеходный мост, он рассчитан на небольшой вес, поэтому во время прохода по нему ощущается приличная вибрация.
Открытие моста состоялось в 1987 году. Это стальная пешеходная дорожка шириной 7,3 метра и длиной более 150 метров, подвешенная на 10 распорках и удерживаемая асимметричной бетонной пилястрой.
У этого симпатичного моста обнаружился только один недостаток - обзор с него на сегодня не очень. Река сильно обмелела, обнажив не очень лицеприятный рельеф дна и берегов. Да и не торопятся или вообще не собираются испанцы чистить русло от продуктов жизнедеятельности человека.
«G» de Gandía
Рядом с мостом можно полюбоваться на скульптуру под названием «G Гандии», представляющую в городе так называемое «современное искусство». Изготовленная из кортеновской стали, она символизирует букву G, первую в названии города. Эта скульптура была сделана как дань уважения городу Гандия.
Композиция использует символ буквы, состоящую из двух частей: одна объемная и призвана рассказать нам о нынешнем городе, динамичном и постоянном движении, которая, в свою очередь, опирается на другую, похожую на ее тень и на которой расположены барельефы с изображениями древнего города, она сделана из чугуна.
Скульптура установлена на территории, соединяющей средневековый город и новую Гандию, имеет размеры 380 х 570 х 260 см и была открыта в октябре 2010 года.
Семья Борджиа
От бульвара влево вдоль реки уходит небольшая улочка Carrer del Duc Alfons el Vell, туда и направляемся. Наша цель Дворец герцогов Гандии.
Это дворец с XIV века служил резиденцией королевских герцогов Гандии. Герцог Гандии — титул испанской знати, впервые появившийся в 1399 году, когда был пожалован королем Арагонским кому-то из достойных сподвижников.
С конца XV века титулом владеет семейство Борджиа (Casa de Borja). По-испански правильнее говорить (и писать) «Борха», но я буду продолжать писать эту фамилию на привычный нам итальянский или англо-саксонский манер.
До посещения Гандии про Борджиа я знал только одно – была среди них отравительница по имени Лукреция и ассоциировалась она с Италией, а оказалось, что это вообще древний испанский род.
Дом Борджиа — испанский дворянский дом, возникший в арагонском городе Борха, королевства Валенсия, позже они получили во владение Гандию, а некоторые оказались на итальянском полуострове. В целом представители рода оказали большое влияние на жизнь эпохи Возрождения, среди них были два папы.
Каликсто III (Calixto III), светское имя Альфонсо де Борджиа (1378 — 1458 гг.), 209-й папа католической церкви с 1455 по 1458 годы. Про этого папу пишут мало.
Александр VI (Alejandro VI), светское имя Родриго де Борджиа (1431 - 1503 гг.), 214-й папа католической церкви с 1492 по 1503 годы. А вот этот отметился в истории не самым лучшим образом, вел не самый праведный образ жизни, был интриганом, с врагами, а их было не мало, расправлялся жестоко.
Были среди них и другие серьезные ребята (в том числе и та самая Лукреция – отравительница), вошедшие историю как жестокие, жаждущие власти, а также способные выкручиваться из ситуаций, которые казались безвыходными.
Из положительных моментов - представители семьи бывали и меценатами. Под покровительством Борджиа трудились такие известные художники, как Микеланджело, Пинтуриккьо, Тициан и Иероним Босх, а также Леонардо да Винчи.
Дворец Борджиа
Альянс Семьи Борджиа и Дворца герцогов Гандии начинается с 1485 года. Дальше историю наследия описывать не имеет смысла, испанские Борджиа жили, как и итальянские – воевали, убивали как врагов, так и друг друга.
Возможно единственным светлым (или отмытым) пятном в истории был герцог под номером четыре, впоследствии ставшим одним из иерархов Ордена Иезуитов.
Это Франциско Борджиа (Francisco de Borja y Aragón 1510 – 1572 гг.). Уж не знаю, чем он это заслужил, но всего лишь через сто лет после смерти он был канонизирован как Святой Франциск Борджиа.
В нынешнем Дворце Борджиа практически вся экспозиция его многочисленных залов так или иначе связана с именем Святого Франциска. Это и понятно – все-таки достойный человек, есть что вспомнить и рассказать потомкам.
Но также благодаря тому, что до канонизации он был иезуитом, орден взял на себя заботу о его фамильном гнезде. Это было тем более кстати, что в XVIII – XIX веках дворец, видимо в связи с переносом деятельности семьи в Италию, постепенно приходил в упадок.
Благодаря поддержке иезуитов во дворце сохранились великие произведения в стиле барокко во внутреннем убранстве Герцогского дворца датируемые второй половиной XVII-го, началом XVIII-го веков.
Самая старая часть сохранившегося здания датируется XV веком и выполнена в стиле валенсийской готики. Первоначально дворец задумывался как городской замок и со временем превратился в комфортабельный укрепленный дворец.
Дворец Борджиа в Гандии выглядит не так как привычно выглядят здания, называемые дворцами, скажем в стиле барокко. Со стороны улицы, по которой адрес это высокая, чуть ли не глухая стена. Главный фасад каменный, покрытый известково-песчаным раствором. Не зная его назначения, я мог бы пройти мимо.
Главный вход во Дворец представляет собой прочную дверь, скрытую в портале с закругленной аркой. Это старейший элемент готического дворца. Дата его создания восходит ко временам Альфонсо Старшего, на запирающем ворота изнутри засове до сих пор установлен королевский щит Арагона.
Семья Борджиа поместила свой каменный герб над этой впечатляющей аркой, и он сохранился до сих пор. Он представляет собой щит, поддерживаемая двумя ангелами, расположенный в небольшой нише.
Пройдя аркой входа, попадаешь во внутренний двор с парадной лестницей и галереями по стенам на уровне верхнего этажа. Касса также здесь.
Входной билет с аудиогидом стоит €8. Аудиогид есть на русском. Принцип действия - прикладываем выданный блоки специальным меткам в помещениях. Система щелкает и начинает рассказ. Текста в каждом помещении много, все полезно и информативно.
Коронный зал дворца
Знакомство с жизнью герцогов Гандии из семьи Борджиа начинаем с большого парадного зала, называемого «Коронный зал». Это одно из самых важных помещений так называемого «благородного этажа», который был реконструирован еще во времена жизни будущего святого Франциска Борджиа.
Его название происходит от двойной короны, украшающей кессонный потолок. Этот символ использовал предок нашего героя, папа Александр VI во время его папской коронации, а его потомки приняли уже как родовой.
На верхнем фризе, владеющие языком, могут прочесть хорошо сохранившийся мудрый совет герцога своему отпрыску, взятый из посланий святого Павла.
Восемь тканых полотен, также украшающих стены Коронного зала — это более позднее творение. Уже в XX веке их изготовить поручило Общество Иисуса одному из своих собратьев. На полотнах изображения важнейших эпизодов в жизни Франциска Борджиа до его отъезда в Рим.
Неоготическая и малая часовни
Неоготическая часовня использовалась герцогами в XVI веке. После приобретения дворца Обществом Иисуса нынешняя часовня посвящена Святому Франциску Борджиа.
Красив её большой ребристый свод и розетка, обращенная к восточной стороне здания. В настоящее время из часовни открыт доступ в малую или частную часовню герцогов, называемую также Ораторий. Ораторий предназначался для частных богослужений герцогов и герцогинь семьи Борджиа.
Помещение представляет собой небольшую часовню с многоугольным потолком и стенами, в которых до сих пор сохранились старинные элементы, изображающие церковные таинства, позже реставрированные. Потолок и полу соответствуют реставрации силами Общества Иисуса в конце XIX века.
Другие интересные помещения
ПАЛАТА ГЕРЦОГИНИ. По преданию, это комната, где Святой Франциск Борджиа родился. Здесь сохранилась керамическая напольная плитка конца XV века, подушка с гербом Борджиа и риза Святого, привезенная из Рима.
ЗАЛ «ОРЛЫ». Это большой зал один из первых оформленных в стиле барокко еще во времена, когда дворцом владели Борджиа. Его название происходит от птиц, украшающих большой фриз, покрытый сусальным золотом.
ЗАЛ САРДИНИИ. Это зал средних размеров, оформленный как гостиная или большой кабинет. Семья владела землями на острове Сардиния. На стенах четыре больших полотна XVIII века, изображающие сцены из жизни Франциска Борджиа.
ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА. Эта небольшая комната посвящена Обществу Иисуса и украшена портретами и скульптурами главных иезуитов. Также здесь находится историческая кровать, в которой умер в Риме святой Фрэнсис Борджиа и пара его собственноручных писем.
Золотая галерея
Внутренняя экспозиция заканчивается анфиладой помещений, называемой «Золотая Галерея», которая считается одним из важнейших помещений, придающих наибольшую красоту и торжественный характер Герцогскому дворцу Борджиа.
Это очень важный архитектурный и художественный элемент дворца, поскольку является выдающимся образцом гражданской архитектуры Валенсии в стиле барокко. Золотая галерея была создана при 10-м герцоге Гандии.
Это супер барокко. Комната за комнатой сплошная лепнина и позолота, много цветной росписи. Это идеальный архитектурный ансамбль, в котором перспективы и свет сочетаются, создавая впечатляющую живописную атмосферу пяти последовательных помещений.
Примечательны в убранстве галереи большие полотна, закрепленные на потолках комнат, со сценами приветствия святого Франциска Борджиа на небесах, дающие свои собственные названия каждой из них.
В последней комнате, куда доступ закрыт на полу сохранилась оригинальная керамическая плитка, ранее находившаяся во всей галерее.