2023.09.14-2: Гандия короткая прогулка по городу
Эта статья о Гандии. Прогуляемся к площади Пласа Майор, съедим по порции мороженного, любуясь на неоклассическое здание местной Ратуши и готическую церковь Санта-Мария. Затем нас ждет церковь монастыря Санта-Клара и здание музея Сан-Марк и в завершение бульвар с платанами в стиле барселонской Рамблы.
Продолжаю про наш первый день по достопримечательностям Испании во время сентябрьского отпуска. Мы в Гандии (Gandia) и уже побывали во дворце герцогов Борджиа. Было интересно, а теперь немного прогуляемся по исторической части города.
Площадь Пласа Майор
Главная городская площадь Гандии, с незатейливым именем Пласа Майор (Plaça Major), расположена неподалеку от исторического Дворца герцогов Борджиа. Выходим на улицу Carrer del Duc Alfons el Vell, по которой адрес дворца и идем на право.
Это традиционная испанская площадь, небольшая, уютная и провинциальная, окруженная историческими зданиями, имеющими высокую историческую и архитектурную, а возможно и культурную ценность. Главные среди них городская мэрия (по-испански аюнтамент) и величественная церковь Санта-Мария.
Если не ошибаюсь, раньше площадь имела название Пласа-дель-Меркадо, поскольку перед нынешней ратушей располагался городской рынок, действовавший до 1965 года.
Во времена Второй республики площадь называлась Пласа-де-ла-Република, а в эпоху Франко - Пласа-дель-Каудильо, а позже Пласа-де-ла-Конститусьон.
А кроме того в Гандии есть торговый центр с названием Пласа Майор и находится он в другом месте (не перепутать при составлении маршрута).
Возможно поэтому, пишут, что если спросить дорогу к Пласа Майор у местного жителя, то скорее всего вас направят именно к ТЦ, а площадь перед Ратушей из-за чехарды названий — это просто «площадь перед Ратушей».
В обычные дни, а это наш случай, на площади не слишком оживленно, но дважды в год она превращается в эпицентр праздничных гуляний. В марте в Гандии, как и в Валенсии отмечают праздник Фальяс (исп. Las Fallas, вал. Les Falles).
Кто не в курсе - кульминацией праздника является сжигание на главной площади города большой куклы, что напоминает наши проводы зимы. Мы не разу не попадали на подобное мероприятие, поэтому ограничусь упоминанием это чисто валенсийская забава.
Также весьма зрелищно осенью жители Гандии чествуют покровителя города Святого Франциска. Его литургический праздник приходится на 10 октября, но празднуется в родном городе героя несколько дней.
На стороне площади напротив мэрии здание с галереей на первом уровне. Такие типичные торговые ряды, где помимо прочего можно поесть и выпить кофе, любуясь Ратушей Гандии. Мы не преминули это сделать, и перекусили мороженным с кофе и лимонадом.
Ратуша Гандии
Ратуша Гандии это старинное интересное здание, построенное в конце XVIII века, её фасад был спроектирован архитектором Висенте Гаско. Я не нашел информации об этом мастере, кроме упоминания что он участвовал в работе над проектами в Валенсии.
В любом случае от того здания остался только фасад, после серьезной реконструкции в 80-х годах прошлого века. В целом нынешний общий стиль Ратуши можно охарактеризовать как неоклассический, или академический.
Главный фасад имеет два уровня: нижний с тремя полукруглыми арками и верхний, разделенный четырьмя полуколоннами на три части и с тремя балконами. На фасаде сохранилась надпись с именем короля Карлоса III.
Также на фасаде, на уровне крыши выделяются четыре каменных бюста, олицетворяющие справедливость, силу, умеренность и благоразумие — четыре главные добродетели, которыми должны руководствоваться правители города.
Перед самым фасадом Ратуши Гандии есть небольшой кусочек зелени, что-то типа маленького сквера, а рядом памятник герцогу Гандии Франсиско Борджиа, установленном в 2012 году. Это тот самый «приличный» представитель семейства, которому посвящена основная часть экспозиции Дворца Борджиа.
Церковь Санта-Мария
К площади Пласа Майор обращен фасад Соборной церкви Санта-Мария, строительство которой происходило между XIV и XVI веками. Здание является ярким примером каталонской готики, сдержанного стиля, характеризующегося сочетанием функциональности и строгости орнаментов.
Особенность этой церкви в том, что она несколько раз перестраивалась, поскольку на протяжении жизни не раз страдала от землетрясений, а во время Гражданской войны ей также был нанесен значительный ущерб.
Соборная базилика Санта-Мария-де-Гандия, также известная как «Ла Сеу», является главной церковью города. Благодаря Папе Александру VI храм был возведен в разряд Соборных базилик (не нашел определения этого понятия). В 1931 году она была объявлена Национальным историческим памятником.
Известно, что испанские церкви зачастую расположены на местах более древних культовых сооружений. Соборная базилика Санта-Мария-де-Гандия, возможно, расположена на месте старой вестготской церкви, которая позже во время арабского завоевания стала мечетью.
Церковь состоит только из одного центрального нефа с примыкающими к стенам боковыми часовнями. Её строгий архитектурный стиль когда-то был дополнен богатым внутренним убранством запрестольных образов, картин и скульптур, исчезнувших во время Гражданской войны в Испании.
Для входа в церковь предназначены двое ворот. Первые это старинный готический портал, предположительно XIV века. Называется Пуэрта-де-Санта-Мария или Пуэрта-дель-Меркадо, поскольку обращены на Рыночную площадь.
Другой вход Пуэрта-де-лос-Апостолес, украшают фигуры религиозных деятелей, созданных в XVI веке в готическом стиле. Вверху мы видим большую фигуру Иисуса, а по его бокам — святых Гавриила и святого Михаила, размером поменьше.
На уровне входа по обе стороны портала расположились фигуры апостолов Петра и Павла как столпов церкви, которые дали свое имя этой двери. На среднем разделительном столбе установлена фигура Мадонны. Непосредственно над входными дверями размещены два щита с гербами семьи Борджиа и Марии Энрикес.
Колокольня Соборной базилики Санта-Мария-де-Гандия датируется XVIII веком, так как землетрясение, произошедшее в 1748 году, разрушило изначальную колокольню. Здание выполнено в неоклассическом стиле и имеет высоту 48 метров.
Внутрь церкви мы не заходили, вероятно есть ограничения по времени посещения, так как все двери оказались заперты.
Так как все историческое убранство церкви пострадало в Гражданскую, ныне её украшают разные алтари, сделанные в период с 40-х по 60-е годы, а некоторые и в 80-е. Стиль большинства этих алтарей неоготика, попытка имитировать оригиналы, но выполнены они весьма искусно.
Церковь Клары и монастырь
Пройдем по улице Carrer de les Carmelites к Монастырю Санта-Клара, ведущему свою историю с XV века. Это закрытый женский монастырь, принадлежащий ордену-филиалу основного ордена Святой Клары, также известного как Бедные Клары.
Монастырь Святой Клары в Гандии был основан в 1431 году высокородной представительницей из рода Герцогов Гандии. Многие женщины из семьи Борджиа провели свою жизнь в этом монастыре.
Мария Энрикес де Луна (Maria Enriquez de Luna, 1474 – 1539 гг.), герцогиня и вдова второго герцога Гандии, а соответственно бабушка святого Франциска Борджиа, оказалась в монастыре под именем сестры Габриэлы. Впоследствии она стала настоятельницей этого монастыря.
Во внутреннем дворе монастыря растет оливковое дерево, которое по легенде посадил тот самый Франциск Борджиа, в последствии Святой. Поскольку монастырь закрытый, фотографий внутренней части монастыря или оливкового дерева нет.
Здание монастыря, когда-то построенное в готическом стиле, было отреставрировано в 1967 году. Оно внесено в список объектов местного значения.
Семья Борджиа всегда поддерживала тесную связь с этой религиозной общиной. Герцоги Гандии не только помогали материально выживанию монахинь в условиях строгой бедности, но и придавали монастырю престиж, жертвуя ценные произведения искусства.
Так монастырь Санта-Клары стал обладателем выдающейся коллекции произведений искусства, включающей работы известных в Испании художников. Хоть их имена мало что говорят неподготовленному туристу, но это именно старые полотна, написанные в XV – XVIII веках.
В 2010 году монастырь подписал договор о сотрудничестве, по которому муниципалитету Гандии передаются произведения для Музея ордена Святой Клары, расположенного в здании бывшей больницы Святого Марка.
Понятно, что действующий закрытый монастырь посетить нельзя. Можно зайти только в церковь монастыря, имеющую выход на улицу города.
В оформлении главного алтаря монастырской церкви можно увидеть единственные две выставленные в Гандии панели работы Сан-Леокадио (San Leocado, Pablo de, 1447 – 1520 гг.).
Это художник, итальянец по происхождению, живший и работавший в Испании оказал решающее влияние на становление Возрождения в Испании. Его работы есть в Национальной галерее в Лондоне и в Мадридском Прадо.
Здесь представлены работы «Рождение» и «Вознесение», выполненные маслом на доске между 1507 и 1510 годами. В них раскрываются тщательность композиции, техническая строгость и выразительность характерных для художника персонажей. Панели дополнительно украшены французской резьбой с изображением Девы Марии.
Рядом со входом в церковь установлен памятник Мария Энрикес де Луна, самой известной и в прошлом знатной монахине этого монастыря. Это бронзовая фигура женщины в монашеском облачении, установленная на небольшом возвышении относительно тротуара.
Музей в бывшей больнице
Чтобы попасть к музею нужно с улицы Carrer de les Carmelites, ведущей к Монастырю Санта-Клара, свернуть на неприметную Carrer de l'Hospital. Больница Сан-Марк (Больница Святого Марка) была учреждением для бедных людей и путешественников и действовала более 600 лет, с XIV века по 1973 год.
Заведение было основано еще до эпохи Борджиа, хотя его приписывают герцогу Альфонсо эль-Вьехо. Мать Франсиско де Борджиа приобрела несколько зданий, примыкающих к больнице, чтобы расширить ее, это дело продолжил ее сын.
Здание бывшей Больницы Сан-Марк выполнено в готическом стиле, внутри выделяются Sala de Hombres (Мужской зал) с остроконечными арками и Sala de las Mujeres( Женском зале) со сводчатым потолком.
Здесь расположены экспозиции Археологического музея, также известного как MAGa. В регионе Гандия находится один из самых важных памятников палеолита в Средиземноморье – пещера Cova del Parpalló, находки в которой (более 6000 наскальных рисунков) составляют основу экспозиции музея.
С 2015 года в здании также размещается Музей ордена Санта-Клары, в котором находится часть впечатляющей коллекции произведений искусства, переданных из монастыря.
Бульвар с платанами
Возвращаемся к парковке, но прежде чем отправится восвояси, немного прогуляемся по очень красивому бульвару, а-ля Рамбла в Барселоне, засаженному величественными Платанами.
Средняя часть бульвара выложена плиткой с геометрическим рисунком. В начале, со стороны реки, установлен фонтан. Здесь хорошо прогуляться или посидеть на многочисленных скамейках под деревьями.
Бульвар, а это одна из самых длинных улиц Гандии, носит название Пасео-де-лас-Германиас, но как оказалось, не в честь государства с созвучным именем.
Слово Германиас связано с восстанием ремесленников, произошедшим между 1519 и 1522 годами в главных городах старого Королевства Валенсия (что более или менее эквивалентно нынешней территории Валенсийского сообщества).
Идея построить в городе променад зародилась еще в последней трети XIX века, но завершен он был в 1927 году. В то время длина променада была значительно меньше того, который мы знаем сегодня.
Можно сказать, что бульвар является экономическим центром города, поскольку на всей его длине расположено очень большое количество банков, а также театры, кафе и магазины.
По выходным Пасео-де-лас-Германиас пользуется большой популярностью у горожан. Во время фестивалей Гандии здесь проходит множество театральных и музыкальных представлений на открытом воздухе.
Мы прошли лишь небольшой участок бульвара, от его начала у улицы Альфонсо эль-Вьехо, дойдя до небольшого фонтанчика классического вида. Он представляет собой большую круглую чашу-бассейн в которую ниспадают струи воды в несколько ступеней.