Мадрид 05.09.2009 часть 6: от Пласа-де-ла-Вилья до площади Испании
Завершаем прогулку по Мадриду. В этой части заканчивается улица Кале Майор, мы побываем на площади Пласа-де-ла-Вилья, у Соборной церкви Вооруженных сил, пройдем мимо Собора Альмудена и Королевского дворца и полюбуемся на них снаружи. Завершение дня на площади Испании у памятника Сервантесу.
Предыдущую статью «Мадрид 05.09.2009 часть 5: Кале Майор, Пласа Майор и рынок Сан-Мигель» я закончил на том, что мы побывали на знаменитом рынке, теперь продолжаем двигаться по улице Кале Майор в сторону самого центра Мадрида – Собора Альмудена и далее к Площади Испании.
Площадь Пласа-де-ла-Вилья дворец и башня Луханес
Пласа-де-ла-Вилья (Plaza de la Villa) расположена по левую руку на нашем пути по Калле Майор. От него берут начало три небольшие улицы первоначальной средневековой планировки города. На площадь обращены главные фасады трех зданий разных эпох, представляющих большую историко-художественную ценность.
Самым старым является Дворец и Башня Луханес (Casa y Torre de los Lujanes) на восточной стороне площади. Оно построено в готическом стиле мудехар (Arquitectura mudéjar) и датируется XV веком.
Архитектурный стиль мудехар в основе которого лежат исламские традиции построения зданий был распространен на территории Испании до Реконкисты. После изгнания арабов он органично вписался в традиции европейской архитектуры, сначала готики, затем и последующих стилей.
В разных уголках Испании, чаще всего в городах Средиземноморского побережья, он просуществовал до начала XVII века, характеризуется чрезвычайно изысканным и изобретательным использованием кирпича и плитки в архитектуре, особенно при строительстве высоких башен -колоколен.
Название дворца связано с его первыми владельцами, семьей Луханес, богатыми купцами арагонского происхождения. Сохранилось несколько родовых щитов на готическом портале главного фасада.
По преданию, в башне содержался король Франции Франциск I (1494—1547), взятый испанцами в плен в битве при Павии (1525 г.). В настоящее время здесь находится Королевская академия каких-то наук.
Следующими по исторической шкале являются Каса-де-Сиснерос (XVI век), дворец в стиле платереско на южной стороне площади и Каса-де-ла-Вилья в стиле барокко (XVII век) на западной, одна из резиденций Мадридского городского совета.
Фасад Каса-де-Сиснерос, обращенный на площадь Пласа-де-ла-Вилья, был восстановлен в начале XX-го века, когда городской совет Мадрида приобрел дворец в собственность. Реконструкция была выполнена в соответствии с оригинальными следами.
Фасад, выходящий на улицу Сакраменто, изначально являвшийся главным, имеет наибольшую историко-художественную ценность, поскольку практически не претерпел изменений со времен постройки.
Пласа-де-ла-Вилья была одним из главных центров жизни средневекового Мадрида, учитывая ее равноудаленное расположение между Пуэрта-де-Гвадалахара и Пуэрта-де-ла-Вега, двумя из самых важных въездов в город в Средние века.
На площади Пласа-де-ла-Вилья установлен памятник дону Альваро де Базану (Don Álvaro de Bazán, 1526-1588 гг.) успешному адмиралу, которого Сервантес назвал «отцом солдат, молнией войны», одному из командиров победного морского сражения с турками при Лепанто.
Бронзовая фигура героя установлена на постаменте, на обратной стороне которого можно прочитать посвященные ему стихи Лопе де Веги. Адмирал запечатлен, наступившим на турецкий флаг, одетый в боевые доспехи со знаками флотского командира высшего ранга, в руках меч и что-то еще из оружия.
Соборная церковь Вооруженных сил
Узкий и высокий фасад Соборной церкви Вооруженных сил (Iglesia Catedral de las Fuerzas Armadas) открывается перед нами через сто пятьдесят метров по Кале Майор, на небольшой площади слева по ходу.
Церковь также известна как Военный собор, Бернардинская церковь Сакраменто или просто Церковь Сакраменто с 1986 года служит храмом для служащих Вооруженных сил Испании и принадлежит Военному Архиепископству Министерства обороны страны. Собором управляет настоятель, военный капеллан в звании полковника.
Ранее это был храм старого монастыря мадридских монахинь Ордена Бернардинцев. Дата строительство рубеж XVII-XVIII веков, фасад в явно итальянском стиле, архитектурно – барокко. И внешний вид, и отделка церкви сохранились практически неизменными.
Внутри, говорят множество фресок и прочее убранство также в итальянском стиле. Тем не менее большинство из них работы испанских мастеров. Фрески в подвесках и нефах изображают сестер основательниц и различных святых, чтимых орденом, также на потолке портика изображены группы ангелов.
У алтаря две картины Луки Джордано (Luca Giordano, 1634-1705 гг.), известного итальянского мастера, картины которого выставлены в Мадридских и Европейских музеях, есть и в Эрмитаже. На них родители Девы Марии, святые Иоаким и Ана, а также Святое Семейство. Есть и полотна испанских мастеров.
Церковь в настоящее время это единственное, что осталось от некогда обширного монастыря, остальные здание были снесены в 70-е годы XX века.
Собор Альмудена
По Кале Майор выходим к Собору Альмудена (Catedral de Santa María la Real de la Almudena). Этот большой и красивый католически собор является главным храмом Мадридской архиепископии, резиденцией архиепископа.
Собор строился на протяжении века, с конца XIX до конца XX века, в разных архитектурных стилях: неоклассический снаружи, неоготический и неороманский внутри.
В отличие от принятого для христианских храмов канона ориентирования с востока на запад, Собор Альмудена имеет ориентацию с севера на юг, что является результатом общего архитектурного замысла с находящимся рядом комплексом Королевского дворца.
Так как мы не планировали в тот раз посещение собора Альмудена, а также Королевского дворца и окружающего его огромного парка, пишу о них лишь кратко. Подробный осмотр и описание оставляю до следующей поездки в Мадрид.
Королевский дворец в Мадриде
Королевский дворец Мадрида (Palacio Real de Madrid), также известный как Паласио-де-Ориенте, является официальной резиденцией короля Испании и предназначен для торжественных церемоний. Живет королевское семейство во дворце Сарсуэла, расположенном за городом.
Королевский дворец Мадрида входит в число самых больших королевских дворцов в мире и, если верить испанской википедии, самый большой в Западной Европе.
Нынешний дворец был построен при короле Фелипе V взамен предыдущего почти полностью уничтоженного пожаром в 1734 году. Проект и непосредственное руководство строительство осуществляли испанские архитекторы. Король Карлос III был первым монархом, постоянно проживающим во дворце.
Внешний вид и интерьеры дворца отличаются своим художественным богатством. Его помещения украшают произведения искусства всех видов, среди них картины Караваджо, Веласкеса, Гойи, фрески Джакинто и Тьеполо, мебель и скульптуры.
Королевский дворец открыт для посещения, и в 2016 году его посетили более 1,4 миллиона человек, что сделало его седьмым по посещаемости памятником в Испании. Вокруг собора и дворца разбито множество парков, также достойных посещения.
Площадь Испании в Мадриде
От Королевского дворца отправляемся на Север, чтобы завершить сегодняшнюю прогулку на Площади Испании (Plaza España). Эта большая городская площадь занимает приличное пространство размером примерно 250x140 метров, что более чем в три раза превышает площадь Пласа Майор в историческом центре.
На пути от Королевского дворца к площади Испании, МадридВид на высотки площади Испании, Мадрид
Характерные элементы узнавания площади - монументальный комплекс, посвященный Сервантесу и высотные здания Torre de Madrid и España, а также образец мадридского модернизма Casa Gallardo.
Во времена, когда король Филипп II перебрался со своим двором из Толедо в Мадрид, территория, занимаемая нынешней площадью Испании была в основном засажена фруктовыми садами.
При Карлосе III, в XVIII веке, территория была передана под строительство нового монастыря Сан-Хиль и даже начала застраиваться. Но монахи в итоге туда не переехали, вместо этого, уже по инициативе Наполеона Бонапарта здесь были построены казармы получившие тоже наименование.
Казармы же, после длительных дебатов о расширении Мадрида в XIX веке, были в итоге снесены. А в начале XX века был утвержден проект плана формирования нынешней площади Испании.
Значительное влияние на облик площади оказали боевые действия во время Гражданской войны в Испании, оставившие её в ужасном состоянии.
И наконец 50-е годы XX века, время интенсивной застройки окружающих зданий и оформления самой территории. Именно тогда были построены самые значимые здания площади Испании: Edificio España и Torre de Madrid. Последняя несколько лет удерживала звание самого высокого бетонного здания в мире.
На площади Испании, МадридФонтан на площади Испании, Мадрид
В 2017 году, уже после нашего посещения Мадрида здесь была начата серьезная реконструкция. В результате Площадь Испании была соединена эстакадами для пешеходов и велосипедистов с соседними зелеными зонами и площадями.
Всю обширную территорию площади Испании в Мадриде занимает пешеходная зона, где пешеходные дорожки перемежаются с зелеными газонами и цветочными клумбами, есть и деревья.
В северо-восточной части площади можно освежиться у фонтана Fuente del Nacimiento del Agua. Этот одновременно монументальный и декоративный фонтан, имеет двухуровневую структуру из вытянутых каменных чаш.
На верхнем уровне установлены бронзовые фигуры нимф. Мифические дамы обнажены и держат кувшины из которых обильным потоком льется вода на нижний уровень чаши фонтана.
Памятник Сервантесу в Мадриде
Прямо в центре площади установлен солидный монумент и сложная композиция фигур, являющиеся в совокупности памятником Мигелю де Сервантесу, известному испанскому писателю прошлого. Создание памятника началось в 1915 году. Это был год трехсотлетия издания второй части романа «Дон Кихот».
Продолжили в течении следующего года, на который пришлось трехсотлетие смерти писателя. Некоторые из фигур были добавлены позже. Авторы испанские скульпторы. Конструктивная часть памятника выполнена из гранита, а скульптурная — из красного камня Сепульведы и бронзы.
Основа композиции памятника Сервантесу — это огромная стела (или обелиск) светлого цвета. Её трудно назвать четырехгранной, скорее она четырехсторонняя.
Стелу венчает земной шар, поддерживаемый пятью фигурами. Они в свою очередь символизируют пять континентов, а все вместе - аллегория распространения испанского языка, а, следовательно, и произведений Сервантеса в оригинале, по всему миру.
От основания стелы вверх примерно до половины её высоты и вдоль скругленных граней идут четыре тонких четырехгранных обелиска. В нижней части основания стелы установлено несколько скульптур гармонирующих с ней цветом и фактурой.
Площадь Испании в Мадриде ориентирована длинными сторонами с юго-запада на северо-восток, композиция памятника Сервантесу размещена на площади соответственно. Для простоты описания будем считать расположение с запада на восток.
Самая значимая из скульптур та, что на западной стороне и это собственно главный герой композиции. Классическое изображение испанского гранда в костюме своей эпохи. Писатель строго смотрит вперед, вероятно в будущее или на потомков, в правой руке книга.
Со всех сторон стелу окружают фигуры той же фактуры, но поменьше, самая значимая среди них сидящая женская фигура Дульсинеи Тобосской, героини знаменитого романа. Остальные это герои произведений писателя, а также символические, такие как испанская литература или оливковое дерево.
Также с западной стороны непосредственно перед сидящим Сервантесем две бронзовые верховые фигуры установлены на отдельном каменном небольшом постаменте. В них без труда узнаются Дон Кихот на Росинате и Санчо Панса на осле.
Перед ними композицию памятника дополняет небольшой прямоугольный пруд, окруженный газоном, от южного его края открывается один из самых типичных видов испанской столицы включающих бронзовые фигуры, стелу и здания Torre de Madrid и Edificio España.
С противоположной, восточной стороны композицию памятника Сервантесу дополняет фонтан. Небольшие струи воды истекают на уровне высокого основания стелы и попадают в круглый каменный бассейн.
На этом завершаем наш сегодняшний день, а с ним и описание прогулки по Мадриду в это путешествие. Следующий наш день в Мадриде был посвящен посещениям еще нескольких музеев, а ходили мы практически по тем же местам.