2016.06.21-4 Замок Карлштейн, Чехия, часть 4 - две башни
Это четвертая, заключительная статья из небольшого цикла о замке Карлштейн (чеш. Karlštejn) в Чехии. Уже описано окружение замка Карлштейн, его истории, а в предыдущей мы побывали в Императорском дворц. Теперь пришло время его двух башен - Марианской с костелом Девы Марии и Главной с часовней Святого Креста.
Марианская башня (Малая башня) замка Карлштейн.
Чтобы попасть к Марианской башне нужно подняться на уровень следующей террасы, высота которой значительно выше уровня той, на которой находится Императорский дворец. Здесь мы видим приземистую, почти кубическую башню, называемую Марианской или башней святой Девы Марии.
Перепад между этими двумя террасами замка Карлштейн значительный и представляет собой отвесную стену. Во времена Карла IV попасть в башню можно было только по подъемному мосту, расположенному на уровне третьего этажа Императорского дворца, ведущему сразу во второй этаж Марианской башни, а вход в башню на уровне земли отсутствовал.
Костёл Девы Марии в Марианской Башне.
Башня получила свое название по самому значимому из расположенных здесь помещений. Это небольшая, домашняя для императора и его приближенных капитульная церковь Девы Марии. Церковь занимает примерно половину пространства третьего этажа башни. С этого же уровня Марианской башни идет переход к вышерасположенной Главной башне замка Карлштейн.
К сожалению, в этой части Карлштейна категорически запрещена фото и видеосъемка, поэтому придется все описывать словами, в надежде что когда-нибудь и Вы побываете в Карлштейне, чтобы увидеть все своими глазами.
Стены капитульной церкви Девы Марии украшают сложные росписи, объединенные одной общей темой - прославление императорской власти Карла IV и здравница его благочестивым деяниям. Создавался рисунок стен не в один раз, а вероятно в несколько этапов, постепенно обогащаясь и видоизменяясь.
Одна из них, рядом с алтарем, изображает сидящую на троне Богоматерь с младенцем из рук которых Карл IV и его супруга, тогда Анна Свидницкая, принимают власть. В то время как раз произошло охлаждение в отношениях Карла и Папы Римского, на что очевидный намек. В алтарной нише готическая скульптура Девы Марии из мастерской придворного мастера времён Карла IV Петра Парлежа.
На другой стене сцены получения Карлом IV святых реликвий от известных европейских правителей той эпохи. Двух шипов из тернового венца Иисуса Христа и части деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос от французского короля, и губки Христа от правителя Мантуи. Здесь же и сцена с Карлом, укладывающим святые реликвии в специальный футляр в виде золотого креста. Роспись датируется не позже 1357 года.
В общей сложности на росписях молельни и капитульной церкви Карл IV изображен не менее шести раз. Несмотря на то, что к портретам приложили руку и художники XVI века и реставраторы XIX, профиль темнобородого человека с крупным носом и выразительным взглядом принято считать портретным.
Помещение, где сейчас расположена церковь, наверное не сразу было предназначено для нее. Об этом говорит и светская архитектура и нехарактерные проемы окон, значительно отличающиеся от таковых в Капелле Святого Креста в Главной Башне. Так же об этом косвенно свидетельствуют остатки, некогда обширной росписи со сценами из Апокалипсиса, сохранившиеся, правда, лишь в фрагментах. Большая часть живописи была утрачена в XVI веке.
Вероятнее всего именно здесь располагалась часть сокровищницы императора, для хранения множества реликвий принадлежащих самому Карлу IV и не относящихся к императорским. Таким как мощи святых, в специальных футлярах. От росписей этого периода на стенах сохранились фрагменты изображения семи фигур чешских святых.
В ризнице церкви Девы Марии выставлены драгоценные церковные облачения XVIII века, мебель начала 20 века, изготовленная резчиком по дереву Мразем из Праги по эскизам Яна Кастнера.
Молельня Карла IV в Марианской Башне.
Рядом с церковью Девы Марии расположена личная молельня императора Карла IV, в маленьком помещении размером всего два с небольшим на четыре метра. Личная молельня Карла IV, ее так же называют капеллой святой Екатерины богато облицована самоцветами.
Она единственная из подобных молелен европейских монархов сохранила свой первоначальный вид и декор. Здесь можно увидеть большую античную ониксовую камею с головой медузы в обрамлении драгоценных камней на замковом камне свода.
Сокровищницы Марианской башни замка Карлштейн.
По сведениям историков, именно в Марианской башне находилась личная сокровищница Карла IV, и сегодня здесь можно кое на что полюбоваться. Рыцарские кольчуги из колец или металлических пластинок принадлежали, якобы, самому святому Вацлаву. Голова крокодила, которая значится, как голова дракона, убитого святым Георгием.
Античная гемма Карла IV, его же готический колокольчик на ножках и готические металлические подсвечники. Копии картин на дереве Мастера Теодорика, ренессансные шкафы с богатой резьбой, готический сундук, принадлежащих Карлу IV.
Копия Святовацлавской короны, оригинал которой был изготовлен по приказу Карла IV по случаю торжественной коронации в 1347 году и хранился в Карлштейне до 1619 года.
Большая башня (Велика башня) замка Карлштейн.
Самая большая башня замка Карлштейн построена на самой верхней террасе и имеет наилучшую защищенность. Попасть в башню можно было только, выйдя из капитульной церкви Девы Марии на закрытый межбашенный мост.
Вход как и положено на второй уровень Главной башни. Прежде чем попасть в капеллу святого Креста, необходимо еще долго подниматься по винтовой лестнице. Своды, стены и оконные ниши лестницы расписаны фигурами среди которых ангелы с музыкальными инструментами, святой Вацлав, святая Людмила и Иисус Христос.
Цикл о святом Вацлаве насчитывает 28 сцен и начинается у подножья лестницы. Святой Людмиле посвящены 9 эпизодов, рассчитанных на спускающихся по лестнице. В верхней части лестницы оба цикла тематически объединены и дополнены изображениями многочисленных князей и княгинь, королей и королев из рода Пржемысловичей со священными книгами и в благочестивых позах.
Рядом с дверью, ведущей в капеллу Святого Креста, сцена изображающая Карла IV с реликвиями, аналогичная сцене в церкви Девы Марии. Рядом с Карлом, с одной стороны, его три жены, а с другой три священнослужителя.
В тематике росписей явно выражена общая идея замка Карлштейн, пропагандирующая культ святого Вацлава и отражающая национально ориентированную политику Пржемысловичей и Карла IV. Подобно Люксембургской родословной императорского дворца, жития легендарных святых предков Карла IV так же были призваны повысить значимость его власти и личности.
Оригинальные росписи лестницы, датируемые 1361 годом, были значительно "улучшены" при последующих реставрациях. О первоначальном колорите дают представление акварельные копии отдельных сцен, сделанные перед реставрациями.
Часовня Святого Креста замка Карлштейн.
После подъема по слабоосвещенной винтовой лестнице капелла Святого Креста особенно поражает своим убранством - блеском золота и самоцветов, яркими красками. Капелла Святого Креста, одна из немногих, сохранившая до наших дней средневековый интерьер почти неизменным.
До 1420 года здесь хранились сокровища императоров Священной Римской империи, а в последующие двести лет коронационные регалии чешских королей.
Хранители сокровищ, а затем их потомки всегда помнили о значимости капеллы Святого Креста и относились к ней с должным почтением. Благодаря этому капелла никогда не нуждалась в кардинальной реставрации, и дошла до нас в оригинальном виде, в отличии от других помещений замка Карлштейн.
И даже реставраторы конца XIX века ограничились подновлением и восстановлением лишь таких деталей как железные штыри для подсвечников и стеклянные линзы, изображающие звезды на сводах.
Архитекторы капеллы Святого Креста создали как представительное, так надежное хранилище для королевских и императорских сокровищ. Это большой зал, полностью занимающий один из верхних этажей Главной Башни, перекрытый двумя массивными крестовыми сводами.
Зал капеллы освещен четырьмя окнами в трех стенах, северная, самая мощная стена, лишена окон. В нише северной стены, толщина которой достигает семи метров, и было устроено хранилище для святынь.
Северная сторона капеллы, алтарная, приобрела статус пресбитерия, т.е. места для избранных, куда даже император входил только босым и с непокрытой головой, а в южную допускались миряне, разумеется тоже только избранные. Эти части капеллы отделены друг от друга кованной позолоченной решеткой с арочными воротами.
Капеллу украшает множество живописных изображений, размещенных в порядке смысловой значимости. На алтарной стене размещены сцены относящиеся к Страстям Христовым и триптих работы Томазо да Модена, выполненный предположительно в 1354 году.
По сторонам от центрального образа Мадонны с младенцем изображены святой Вацлав, покровитель Чехии и святой покровитель Ломбардии, королем которой так же был Карл IV.
По сторонам от алтарной стены в арках оконных ниш так же сцены Страстей Христовых и Торжествующей церкви. Далее мученики, исповедники, папы, короли, императоры, отцы церкви, отшельники, воины и т.д. удаленные от алтаря по степени их значимости.
Большую часть стен капеллы Святого Креста занимают крупные изображения старцев в деревянных позолоченных рамах. Императором перед оформителями капеллы была поставлена задача разместить на стенах доски с реликвиями более ста святых, принадлежащих Карлу IV. Сама идея изображения святых на досках, в которых размещены их реликвии была не характерна для Средневековой Европы и вероятно заимствована из византийской живописи.
Писать о капелле Святого Креста можно еще много, но лучше один раз увидеть... На этом буду завершать статью о капелле и Карлштейне вцелом.
Своды капеллы, их ребра и распалубки покрыты золоченным стукко (венецианской штукатуркой с эффектом мрамора). На них часто-часто разбросаны звезды из венецианского же стекла на фольге, а так же солнце, луна и семь планет, что создает впечатление единого сверкающего звездного неба.
Вторая и третья экскурсии по замку Карлштейн.
Осмотр капеллы Святого Креста и сокровищницы Священной Римской империи в Главной Башне замка Карлштейн входят так называемую "Вторую экскурсию".
Экскурсия продолжается около 100 минут, проходит приблизительно раз в час с 9.00 до 18.00 часов, в зависимости от времени года. Количество человек в группе - не более шестнадцати.
Стоимость первой экскурсии для взрослых CZK 330 с гидом на любом языке. Скидки детям, есть так же семейные билеты, однако из-за продолжительности и особенностей сцен живописи, не рекомендуется посещение с детьми до семи лет.
К сожалению мы не попали на экскурсию на русском, в день нашего посещения были только чешские и английские. Мы выбрали английский вариант, но сейчас я думаю, что предпочтительнее все же чешская экскурсия плюс аудиогид. Получается дороже, но удовольствие больше.
Короткая, продолжительностью около 40 минут, "Третья экскурсия" позволяет побывать в Главной башне замка Карлштейн. Во время экскурсии можно побывать в остальных помещениях Главной башни, подняться на самый верх и полюбоваться замком и окрестностями.
Проходит приблизительно раз в час с 9.00 до 18.00 часов, в зависимости от времени года. Количество человек в группе - не более двадцати. Стоимость третьей экскурсии для взрослых CZK 150 с гидом на любом языке.
Скидки детям, есть так же семейные билеты. Как и в остальных случаях мы не попали на экскурсию на русском, выбрали английский вариант, но предпочтительнее все же аудиогид.